Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

Самый неприятный человек в Афинах 2500 лет назад

Нет, все же не избежать упоминания Алкивиада, рассказывая о классическом периоде истории Древней Греции. Вот решили мы посвятить публикацию всем мизантропам и социопатам, вспомнив соответствующего персонажа из Древней Греции – и вдруг он оказывается дружбаном Алкивиада. Хотя, постойте, наоборот: у Алкивиада был миллион друзей, а вот у Тимона… У Тимона – только Алкивиад…

Источников по истории легендарного древнегреческого социопата у нас не так уж и много. Основное о нем нам рассказывает в своих «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх:

«Тимон этот был афинянин и жил примерно в годы Пелопоннесской войны, сколько можно судить по комедиям Аристофана и Платона, в которых он осмеивается как враг и ненавистник людей. Не желая встречаться ни с кем, он дружелюбно привечал одного лишь Алкивиада, в ту пору — еще наглого юнца. Как-то раз Апемант, недоумевая, спросил его о причине такого странного предпочтения, и Тимон отвечал, что любит этого мальчишку, предчувствуя, сколько зла причинит он афинянам».
Тимон, превозмогая социофобию, навещает своего друга Алкивиада и его бабешек
Тимон, превозмогая социофобию, навещает своего друга Алкивиада и его бабешек

Но вот же, скажете вы, еще один дружок Тимона Афинского – Апемант. Ну да, «дружок», Плутарх тут же уточняет:

«Апемант, такой же человеконенавистник и ревностный подражатель Тимона, был единственным, кого он изредка допускал в свое общество. В Праздник кувшинов они сидели вдвоем за обедом, и Апемант сказал: «Какой славный у нас пир! Верно, Тимон?» — «Да, если бы еще тебя здесь не было…» — отвечал Тимон».

А уж как Тимон «любил» своих сограждан свидетельствует следующий эпизод:

«Рассказывают, что однажды в Собрании он поднялся на ораторское возвышение, и, когда все замолкли, до крайности изумленные, произнес следующие слова: «Есть у меня, господа афиняне, участочек земли подле дома, и там растет смоковница, на которой уже немало из моих любезных сограждан повесилось. Так вот, я собираюсь это место застроить и решил всех вас предупредить — на тот случай, если кто желает удавиться: пусть приходит поскорее, пока дерево еще не срублено».
Холм Пникс в Афинах, где происходили народные собрания горожан
Холм Пникс в Афинах, где происходили народные собрания горожан

Вот такой вот мерзкий человечишка, ага. Но, как говаривала в интернете одна там дочь офицера, у нас не все так однозначно. У древних афинян, в смысле. В 411 году до нашей эры, уже после провала экспедиции Афин на Сицилию (откуда так быстро слинял Алкивиад), на Ленейских играх была поставлена комедия. Пьесу представлял некий Калликрат, и сюжетом ее была «сексуальная забастовка», что предложила женщинам Греции афинянка Лисистрата – чтоб мужики наконец закончили свои войны.

Комедия реально смешная (как и многое у Аристофана – именно он был ее автором), но нас в ней интересует сказка хора женщин, так называемая антистрофа:

Расскажу тогда и я в ответ на сказку
Про Миланиона.
Жил-был Тимон, был он зол и ядовит,
Как репейник, неприступен и колюч.
Вскормлен Эринией.
Черною желчью полн,
Тимон в леса ушел,
В мрачной пещере жил
И проклятьем страшным проклял
Вас, мужчин негодных.
Вот что!
Так всю жизнь он ненавидел
Подлый род мужчин негодных,
А для женщин был всегда
Нежный друг.

Неожиданный поворот – Аристофан был современником Тимона, и его слова могли отражать действительность: нежный друг афинских женщин, а не мизантроп и социопат. Такие дела, граждане.

Да, кстати, завершая рассказ о Тимоне, нельзя забыть и эпитафии на его могиле. Плутарх рассказывает:

"Когда он умер, его схо­ро­ни­ли в Галах, у моря, но берег перед моги­лою осел и ее окру­жи­ли вол­ны, сде­лав совер­шен­но недо­ступ­ною для чело­ве­ка. На памят­ни­ке было начерта­но:
Здесь я лежу, раз­лу­чась со сво­ею зло­счаст­ной душою.
Име­ни вам не узнать. Ско­рей поды­хай­те, мер­зав­цы!
Гово­рят, что эту над­гроб­ную над­пись Тимон сочи­нил себе сам".

Но еще одну эпитафию посвятил Тимону более поздний автор – поэт Каллимах, его стих тоже приводит в своем опусе Плутарх:

Здесь я, Тимон Мизан­троп, оби­таю. Уйди же ско­рее!
Можешь меня обру­гать — толь­ко ско­рей ухо­ди!

Самое время скорее уйти и нам. А вы оставайтесь с нами на канале.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.