От появления ржавчины не застрахован ни один, даже самый элитный, автомобиль. Именно эта проблема является причиной отправки машины на свалку раньше срока. К сожалению, полностью защитить авто от процесса окисления не получится. Однако замедлить этот процесс, защитить самые уязвимые части машины и, тем самым, продлить её срок эксплуатации, всё же возможно. Достаточно соблюдать несложные правила.
Что такое ржавчина
«Ржавчина» - это общий термин, используемый для определения окислов железа. Ржавчина является красновато-коричневым налётом, образовывающимся из-за окисления железа. Этот налёт впоследствии приводит к разрушению металла. В процессе окисления молекулы железа вступают в соединение с кислородом в присутствии воды. В результате образуется новая молекула – оксид железа. Практически любая сталь по истечении определённого времени распадается на оксид железа и другие составляющие молекулы.
В 90-х гг. 20 века проблема ржавчины была особо распространена из-за изготовления автомобилей из стали ненадлежащего качества. Со временем автопроизводители стали использовать более прочный материал (напр., необработанную сырую листовую сталь), которая долго сопротивляется появлению ржавчины. Однако до сих пор в продаже можно встретить машины из некачественной стали, подверженные быстрому окислению железа.
Итак, первое, на что нужно обращать внимание перед покупкой – год выпуска автомобиля. Даже если покупка совершается через проверенный автосалон, лучше всё равно подстраховаться и заранее расспросить на форуме или у знакомых автомобилистов о том, как быстро ржавеет модель авто конкретной даты выпуска. Вполне возможно, что именно для производства желанного автомобиля использовалась сталь ненадлежащего качества. И хотя такие случаи происходят всё реже, полной гарантии никто дать не может.
Виды ржавчины
Процесс появления ржавчины можно теоретически разделить на три стадии: поверхностную (первую), распространяющуюся (вторую), проникающую (третью). Профилактика и избавление от ржавчины напрямую зависит от того, на какой стадии она находится.
Первая стадия – поверхностная
На этом этапе первые признаки окисления можно увидеть на царапинах или трещинах на краске. Окисление начинает осуществляться в химических примесях в сплавах металлов, из которых изготовлены детали и кузов автомобиля. Само по себе железо окисляется гораздо медленнее, чем дешёвые сплавы металлов с примесями. Ярким примером этому служат дорогие модели немецкого автопрома 70-х и 80-х годов. Так, даже не покрытые краской детали, постоянно находясь под воздействием снега или дождя, подвергались не такому глубокому проникновению ржавчины. А вот более дешёвые машины, произведённые в 90-х и начале 2000-х годов, наоборот, покрывались ржавчиной довольно быстро.
Связано это с тем, что премиальные авто престижных марок изготавливаются из более качественных сплавов. А, значит, износостойкость деталей и кузова значительно увеличивается.
Стадия вторая – проникновение ржавчины в структуру металла
На этом этапе процесс окисления уже начинает разрушать поверхность. Кроме того, начинает снижаться прочность металла. На проникновение ржавчины вглубь влияет целый ряд факторов:
- сплав металлов и наличие примесей;
- состояние окружающей среды (дождь, повышенная влажность и т.п.);
- толщина деталей;
- виды термообработки деталей.
Даже добавление в сплав таких элементов, как никель или хром, не гарантирует защиту от ржавчины. Коррозия рано или поздно начнёт «расползаться» по автомобилю.
Ещё один важный фактор, ускоряющий процесс окисления – реагент. Любой вид соли, растворенный в воде, выполняет роль электролита. Попадая на участок, где уже началась реакция окисления, электролит ускоряет эффект ржавления.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что грязная машина ржавеет гораздо быстрее чистой. Кроме того, коррозия значительно быстрее разрушает автомобили в странах с холодным климатом, где зимой постоянно используются реагенты для посыпания дороги.
Стадия третья – проникающая
Это последний этап «развития» ржавчины. Сталь, после долгого окисления, превращается в оксид железа. На третьей стадии на автомобили уже заметны сквозные отверстия.
Несмотря на то что автопроизводители всех стран постоянно стараются совершенствоваться, чтобы добиться предотвращения коррозии, до полного успеха ещё далеко. Например, такие элементы, как алюминий или магний, считаются отличным средством в борьбе с ржавчиной. Однако из-за их высокой стоимости, использоваться эти металлы для производства кузова нецелесообразно.
Ещё один способ предотвращения коррозии – использование современной листовой стали. На этапе её производства сталь уже выходит с защитным слоем. Затем, на автомобильном заводе материал снова покрывают защитными покрытиями (оцинковкой, а также проводится защита днища от воздействия кислорода и окружающей среды).
И всё же даже этого недостаточно. Ведь по истечении некоторого времени самая стойкая защита истончается, а в некоторых участках и вовсе стирается полностью. В результате металл становится подвержен окислению.
Как защитить автомобиль от ржавчины
Специалисты советуют раз в году – весной – осматривать автомобиль на наличие повреждений защитного слоя. Для этого его следует тщательно вымыть (и днище тоже). В случае обнаружения царапин или сколов, их необходимо устранить, чтобы не допустить доступ воздуха к повреждённому металлу.
Для устранения царапины, в зависимости от её нахождения и глубины, можно использовать грунтовку, преобразователь ржавчины, нанести на днище антикор. По статистике, повреждения на днище образуются каждые три года. Поэтому так важно вовремя на них среагировать. Ведь залог долгой эксплуатации автомобиля – в тщательном контроле и уходе за ним.
Профилактика ржавчины на разных стадиях
Самое главное правило профилактики – регулярный уход за автомобилем. Следует периодически вымывать весь автомобиль, в том числе и днище. Особенно это касается зимнего периода, когда на дорогах вовсю используются реагенты.
Помимо этого, не стоит забывать и о дренажных отверстиях на порогах и нижней части двери. Именно здесь часто скапливается вода, что является отличным условием для развития ржавчины.
Профилактика на первой стадии
При первом обнаружении царапин, сколов и поверхностной ржавчины следует сразу же избавиться от них. Сначала с помощью наждачки следует очистить коррозию до появления металла. Затем пройтись по поврежденному участку грунтовкой, краской и закрепить результат лаком.
Обычная первая стадия не угрожает автомобиля, а до перехода к третьей стадии и вовсе могут пройти годы. Однако лучше предупредить проблемы, чем потом с ними бороться.
Профилактика на второй стадии
Если проигнорировать «тревожные звоночки» в виде поверхностной ржавчины, можно однажды на кузове обнаружить ржавый пузырь. Это значит, что ржа уже начала распространяться по кузову и разрушать металл. Если не остановить этот процесс, начнётся гниение.
Для ремонта лучше использовать преобразователь ржавчины и наждачную бумагу. Процедура такая же, как и на первой стадии. Очищение поражённого участка от коррозии, нанесение грунтовки и краски. Если очаг поражения широк, лучше обратиться к специалистам.
Профилактика на третьей стадии
На этом этапе самостоятельно справиться с проблемой уже не получится. Придётся либо заменять панель, либо вырезать сгнивший участок и заменять его «заплаткой» из нового металла, либо, если речь идёт о раме, заменять её на новую. В любом случае при обнаружении проникающей ржавчины следует незамедлительно обратиться к специалистам!
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал!
Залогом безопасного вождения являются качественные шины, которые ждут Вас на сайте ШИНСЕРВИС.