Найти тему
Москвич Mag

Было — стало: Белая площадь, Трубная площадь и бизнес-центр «На Страстном»

«Москвич Mag» запускает новую рубрику «Было — стало». Мы выбираем места, которые изменились за последние 20 лет (иногда до неузнаваемости), и просим экспертов, архитекторов и историков высказать свое мнение об этих переменах.

Белая площадь

-2
-3

Раньше на месте бизнес-центра «Белая площадь», построенного в 2009 году, была проезжая часть и парковки.

-4

Николай Малинин

архитектурный критик

Это довольно парадоксальная история. Я, как коренной москвич и краевед с большим стажем, чаще в подобных сравнениях предпочитаю то, как было, чем то, как стало. А это редкий случай, когда я неожиданно даже для себя хочу сказать, что стало лучше. Все советское время этот кусок площади был довольно неоформленным. Там были маленькие, вполне симпатичные домишки, но в них не было ничего сверхъестественного. И обрубок старообрядческого храма. Ничего особенного на этом месте не было. Когда началась реконструкция, москвичи заверещали, что сейчас все погибнет и дух места уйдет, а церковь будет задавлена. Получилась же как раз противоположная история: церковь была отреставрирована и ожила, к тому же благодаря этому соседству она поразительным образом заиграла. Эти три небоскреба не только ее не задавили, а раскрыли, подняли. Произошло какое-то чудо. Не знаю, чьи решения сыграли ключевую роль — Бориса Левянта (гендиректор архбюро ABD architects. — «Москвич Mag») или польских проектировщиков, но в любом случае сюжет получился интересный. В Москве неожиданно появился кусочек Манхэттена.

-5

Николай Переслегин

архитектор

Это место сильно приобрело в результате строительства комплекса. Такое вмешательство в городскую среду вполне уместно и абсолютно профессионально исполнено. Это делало польское бюро совместно с российским ABD architects. Вполне современная европейская архитектура и при этом уважительное отношение к старообрядческому храму: у него правильно выстроены лучи — все визуальные прострелы. Он даже больше заиграл и стал держать в градостроительном смысле это место, чем до строительства бизнес-центра. Это гуманный европейский и при этом достаточно энергичный подход. Не говоря уже о том, что кафе на первых этажах центра сформировали новую атмосферу района и гармонично вплелись в жизнь москвичей.

Трубная площадь

-6
-7

Дом политпросвещения на Трубной появился в 1980 году и простоял до начала 2000-х, а в 2008 году вместо него построили комплекс «Легенда Цветного».

-8

Николай Малинин

архитектурный критик

Все свое детство я ходил мимо и с ужасом смотрел на этот Дом политпросвещения. Все мне рассказывали, что раньше тут были уютная площадь и цветочный рынок, я смотрел на старые фотографии и вздыхал. Дом политпросвещения москвичам хотелось снести. И даже мне, несмотря на мою любовь к архитектуре советского модернизма, его не особенно и жалко. Другое дело, что здесь появилось теперь. Этот дом так ненавидели, хотели вместо него сделать что-то более деликатное. И вот что вышло. Масштаб этого нового комплекса в три раза больше, чем был у Дома политпросвещения. Этот масштаб, совершенно очевидно, инородный, который раздавил и погубил это пространство. Что касается его архитектуры — она вполне стандартная европейская. Интересно, что сначала для этого места делал проект известный немецкий архитектор Гюнтер Бениш. Его проект был гораздо деликатней. Недавно мы его вспоминали и говорили: «Бениш, Бениш», и кто-то из собеседников вздохнул: «Да там уже такой нев…бениш… » Там действительно получился совсем не Бениш. Картина печальная, и, главное, хотели, как лучше — вернуть этому месту московские параметры, — а вылезло вот это. Характерная история для последних лет.

-9

Николай Переслегин

архитектор

Изначально казалось, что это что-то ужасное, громоздкое и неуместное, но почему-то со временем некоторые моменты нивелируются, и, проезжая мимо или встречаясь с кем-то в кафе, которые находятся в стилобатной части этого центра, я постепенно к нему привык. И теперь я вижу, что это классная немосковская и очень странная вещь, которая, как ни удивительно, соединилась с жизнью центра Москвы и вдохнула в нее больше бизнес-энергетики. У такого города, как Москва, должен быть такой нерв. Конечно, это радикальное отношение к исторической среде, но как объект в современном городе он выглядит органично и сделан качественно.

Бизнес-центр «На Страстном»

-10
-11

Там, где с 2002 года стоит бизнес-центр «На Страстном», был пустырь, как видно на фотографии 1975 года.

-12

Николай Малинин

архитектурный критик

Московские бульвары — очень трогательное и важное для каждого москвича место. Поэтому любое покушение на них воспринимается болезненно. И всю новую архитектуру, которая возникла в этом месте, оценивают как вторжение. Здесь же появился не только этот комплекс бизнес-центра с театром: напротив него, на месте дома Сухово-Кобылина, тоже возник новодел, а за ним еще один новый дом. Но это вторжение произошло не драматично: просто за счет того, что все эти дома задвинуты вглубь бульвара. Павел Андреев (архитектор бизнес-центра. — «Москвич Mag») пытался снабдить свой дом какими-то уступами, чтобы его высота визуально немного понижалась. И Николай Лызлов (архитектор дома напротив. — «Москвич Mag») тоже старался. Так что здесь катастрофы не случилось. Но, конечно, очарования бульвару они тоже не добавляют.

В доме «Артист», как его еще называют, нет ощущения, что это театральное место. По вечерам там должно светиться фойе, должен толпиться народ, должна быть оживленная, приятная атмосфера, а поскольку театр встроен в торговый и бизнес-комплекс, то этого совершенно не ощущается.

-13

Николай Переслегин

архитектор

Не могу сказать, что у меня к нему вообще есть отношение: с его появлением я не заметил в этой части города никаких радикальных изменений. Он построен аккуратно, но эта архитектура абсолютно никакая. Все как в школе учили: здание уходит от бульвара в глубину квартала, террасированность придает некое подобие уважительного отношения к городской среде, потому что своей нижней частью он, видимо, пытается поймать высотную красную линию бульвара, что у него плохо получается. Но он вроде растворился и не сильно влияет в эмоциональном смысле на настроение в этой части города.

Текст: Анастасия Барышева
Фото: Алексей Ложкин, pastvu.com, Александр Чиркин