Найти тему

NDA защитит! Но хороший подрядчик не предаст.

Оглавление

Достаточно часто у компании возникает потребность допустить в святая святых сторонних специалистов. Айти-специалисты, 1Сники, управленческие консультанты, финансисты, бухгалтеры на аусторсе и многие другие… Работать с аутсорсингом приятно и выгодно, достаточно часто это или экономия, или обеспечение более высокого уровня качества при сопоставимых затратах.

Есть одно «но» – опасения насчет доступа сторонней компании и ее сотрудников, к своим данным. Действительно, как доверить самое ценное, то на что нацелились конкуренты, что пытаются выведать враги, каким-то посторонним людям? А вдруг они расскажут всем про ваши уникальные внутренние наработки? А вдруг возьмут и напишут в фейсбуке ваши обороты, прибыль и… что-то еще важное.

У каждого подрядчика должен быть свой ответ на это опасение, а мы предлагаем свои.

-2

ТРИ БУКВЫ… NDA.

Non-disclosure agreement, или соглашение о неразглашении конфиденциальных данных, это официальный документ, который мы подписываем с каждым клиентом до начала любых взаимодействий. Если вдруг клиент про это не думал, мы сами ему предлагаем.

У нас есть своя форма, и она разработана юристом, специально для наших видов проектов и услуг. Иногда у клиента есть собственный формат, и мы всегда готовы рассмотреть его.

Сами всегда обращаем внимание (и предлагаем обратить внимание вам, если вы подписываете такой документ будучи клиентом, или подрядчиком):

  • Что именно считается коммерческой тайной, а что не считается.
  • Как фиксируется факт передачи «секретных материалов», и как их необходимо вернуть обратно.
  • Что считается фактом разглашения, как он проверяется и подтверждается, и какую ответственность несет виновный.

Мы подписываем аналогичное соглашение о неразглашении с каждым своим сотрудником. И не просто подписываем, среди «кучи других документов». Мы детально разъясняем каждому что это такое, зачем подписывается и почему важно.

В некоторых проектах, где конфиденциальность еще важнее чем обычно, мы не просто подписываем NDA с клиентом по форме клиента, но и с каждым сотрудником, который входит в проектную команду, подписываем дополнительное соглашение, так же по клиентской форме.А еще мы не подписываем NDA (и как следствие не приступаем к работам), если понимаем, что изложенные в документе требования невозможно выполнить. Так бывает, когда соглашение составляют не совсем грамотные юристы. Если, например, нужно вернуть ту информацию, которая была передана устно (это как, проговорить ее обратно?)

ПРОДАВАЯ НЕЗРИМОЕ.

Мы продаем дорогостоящие, сложные и абсолютно нематериальные вещи. К сожалению, то что мы делаем нельзя пощупать, потрогать, понюхать, и даже посмотреть. Причем не только до продажи этого не оценить, но и когда деньги клиентом отданы, он все еще не может оценить качество услуги (точнее может, но по субъективным показателям). Клиенту необходимо заплатить сейчас, для того чтобы получить результат когда-то в будущем. Иногда не очень скоро.

Как вы понимаете, важнейшим фактором в таком бизнесе является доверие. Только опираясь на доверие к потенциальному подрядчику можно пойти с ним в большой и сложный проект на несколько лет. И мы делаем очень много для того, чтобы это доверие развивать и поддерживать.

Единственный факт компрометации – открытия коммерческой тайны, или разглашения того, что разглашать нельзя, и доверие будет подорвано навсегда. Причем, не только у конкретного контрагента. Любой другой клиент, заглянув, например, в историю судебных дел и исков, обнаружив иск о разглашении, не согласится доверить самое ценное такому подрядчику. Да и по рынку молва разносится быстро.

Таким образом, один случай разглашения тайны – это конец бизнеса консультанта. Стоит ли оно того? Конечно нет.

Соблюдение тайны «зашито» в нас так глубоко, что, получив крутые подарки на новый год от любимых клиентов, мы сначала спрашиваем их, можно ли «похвастаться» подарками, или нет. И только после получения разрешения, публикуем фотографии в соц.сетях.

МЫ КАК ВРАЧИ.

Это сложно объяснить, но нам совсем-совсем не интересны данные наших клиентов в абсолютных цифрах. Выручка, прибыль, список контрагентов – нам это не нужно для работы (особенно если мы не бизнес перестраиваем, а делаем диагностику учета). Мы смотрим в базу, чтобы найти в ней потенциальные проблемы, ошибки ведения, или «кривой» код, который работает не так. При этом мы не обращаем внимания на объем: тысячи, миллионы, или миллиарды. И тем более на конкретных клиентов, поставщиков и так далее. Есть ошибки и проблемы – есть диагноз – есть предложения по наведению порядка.

Например, для меня лично температура 39, ломота в мышцах, боль в горле – это событие. Я много лет не болел, вот так чтобы серьезно. А для врача, который меня смотрит, это просто симптомы, его задача по симптомам назначить правильные дополнительные исследования, а затем выработать лечение, и проследить что лечение помогло/скорректировать его.

Врач людей с температурой видел, может быть, 10 или 20 человек только сегодня. Он должен хорошо делать свою работу, правильно диагностировать, делать это быстро и безошибочно. В этом ему помогает медицинское образование, огромный опыт работы, и концентрация на симптомах в каждом конкретном случае. При этом какого цвета занавески в квартире, какая диагональ телевизора ему не важно, спроси его через полчаса – он и не вспомнит никаких деталей. Моя высокая температура его не шокирует, красное горло тоже.

Тоже самое и для нас база 1С при аудите. Мы видим их каждый день, большие и маленькие, типовые и доработанные. Свежих релизов и очень древние. Компаний с сотнями тысяч рублей в месяц выручки, и миллиардами. Нас ничем не удивить, мы не обращаем внимания на детали, на масштаб цифр, нам интересны только признаки ошибок. При этом мы не говорим конечно о семейных врачах, личных терапевтах, и так далее – это другой вопрос (в таких случаях с клиентом заключается NDA ).

Итак, безопасность клиентских данных, сохранение коммерческой тайны, неразглашение, это важнейшие ограничители нашего взаимодействия с клиентом и окружающей средой. Любой хороший консультант и ИТ-интегратор понимает интимность той сферы, в которой работает и бережет ее. 

Если вы опасаетесь пустить потенциальных подрядчиков к своим базам, сетям, оборудованию, документам – спросите у них, как они собираются заботиться о вашей конфиденциальности и оберегать её?