Найти тему
История картин

Демоны, которые погубили художников

Оглавление

Когда демоны рвутся наружу и окружающий мир обезумел, картины художника наполняются пугающими образами. В этот период, его творчество становится необычным и иногда решающим в карьере художника.

Демоны Врубеля.

Демоны занимали особое место в творчестве Врубеля. А позже завладели разумом художника.

Врубель, Михаил Александрович "Демон сидящий." 1890
Врубель, Михаил Александрович "Демон сидящий." 1890

В 1891 году Врубелю предложили проиллюстрировать юбилейное издание сочинений Лермонтова. Он соглашается. Большая часть иллюстраций посвящена «Демону». Годом ранее художник делал Эскиз к картине «Демон сидящий». Она войдет в Лермонтовский цикл.

Через девять лет художник пишет картину «Летящий демон», которая тоже относится к поэме Лермонтова «Демон». Но он не заканчивает картину и приступает к полотну «Демон поверженный».

Врубель, Михаил Александрович "Демон летящий." 1899
Врубель, Михаил Александрович "Демон летящий." 1899

За работу берется в сильном возбуждении. Он пишет другу: «Помогите поскорее достать фотографии гор, лучше кавказских. Я не засну, пока их не получу.» Потом за одну ночь художник пишет пустынные хребты гор, наполненные одиночеством и тоской.

Врубель, Михаил Александрович "Демон поверженный"  Эскиз 1901
Врубель, Михаил Александрович "Демон поверженный" Эскиз 1901

Картину «Демон поверженный» Врубель не успел закончить. В 1902 году картина представлена на выставке «Мир искусства» в Санкт – Петербурге. В это время окружающие за художником замечают странное поведение. Каждое утро, перед открытием выставки, художник переписывал демона. Каждый день лицо демона менялось и менялось сознание художника. Об этих изменениях писала его жена: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал её, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо.»

Врубель, Михаил Александрович "Демон поверженный." 1902
Врубель, Михаил Александрович "Демон поверженный." 1902

В итоге поверженный демон взял верх над художником. Врубеля госпитализировали с психическим расстройством. Иногда на него находило просветление, и он выходил из клиники, но потом возвращался обратно. Окутанный бредом и ведениями он представлял себя Христом, Пушкиным или превращался в Российского государя. Художник остатки жизни проведет в клиниках поглощённый собственными демонами. А глаза печальных демонов на полотнах, все еще хранят тайну души Врубеля.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Испанская революция провалилась. Старый патриот Франциско Гойя очень тяжело переживает это событие.

Полуглухой и уставший от жизни художник становится затворником. Он селится в Мадриде, в доме с интересным названием «Дом глухого». Здесь он расписывает стены фресками – «Мрачные картины». Они не предназначались для общего обозрения, только для дома художника. В картины вносит события и волнения последних лет и не дает им названия.

Франсиско Гойя "Сатурн, пожирающий своего сына." 1819-1823
Франсиско Гойя "Сатурн, пожирающий своего сына." 1819-1823

«Сатурн, пожирающий своего сына» из «Мрачного» цикла. Название за картиной закрепилось позже, исходя из сюжета древнеримской мифологии. Алчный бог Сатурн сожрал своего сына, боялся, что тот его свергнет. В мифе он его просто глотает его целиком. Эмоциональный Гойя наполняет сцену ужасом, насилием и безысходностью. Сатурн у него непропорциональный монстр, который терзает человеческую плоть.

«Ночной кошмар»

Картины Генри Фюзели пугают и приковывают внимание. Полотна затрагивают темы подсознательного. А именно эротических сновидений и кошмаров.

Отцу психоанализа Фрейду, приглянулся «Кошмар» художника, он даже повесил репродукцию в своем кабинете.

Генри Фюзели "Кошмар", 1781
Генри Фюзели "Кошмар", 1781

Серия «Ночных кошмаров» состоит из четырех картин. Фюзели изображает демона совратителя – инкуба, который сидит на груди у спящей. Он воплощает тайные желания и страхи. За ними наблюдает лошадь. В французском романтизме, лошадь представляет собой демонический символ.

Генри Фюзели "Ночной кошмар". 1781
Генри Фюзели "Ночной кошмар". 1781

Несмотря на то, что Фрейд находил в картинах идей своих теорий, художник все же вдохновлялся мифологией, мистикой и фольклором.

Благодаря демонам, мы лучше можем узнать мир гениальных художник. Но вот только какой ценой он их нам оставляют.

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.