Найти тему
Digital[or]Love

Рыночная экономика торговцев мандаринами, жестянщиков и обувщиков

Жизнь повторяет сама себя в разных масштабах и ипостасях. Пустыня с высоты самолета ничем не отличается от пляжа с высоты 5 летнего ребенка. Рынок в старой Медине Марракеша в точности повторяет мировую экономику.

Маркетолог внутри меня ликует, замечая, как они бессознательно используют то, к чему мы привыкли в своей работе. 

Первое, что я замечаю - зрелость того или иного «рынка» внутри рыночной площади. 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Среди торговцев мандаринами конкуренция возможна только на уровне ЦЕНЫ - это классический «красный» рынок. 

Подходишь к торговцу и говоришь: 

- Назови свою лучшую цену.

- 3 дихрама. 

- Нет, пойду куплю у соседа за 2, давай за 1,5. 

И ему ничего не остается, кроме как принять предложение. 

Я бы предложил ему запустить кросс-сейл и добавлять к мандаринам лепешку хлеба или бутылку воды, но только его конкуренты мгновенно могли бы скопировать это решение. 

Побеждает тот, кто на уровне сделки получит больший чек. Сторгуется с фермером за 0,2, а продаст каким-то чудом за 4. 

Но на стабильность расчитывать не приходится. 

Дальше на рынке - рестораны, кафе, обжарщики, таджинщики. Рынок тоже сильно перегрет, но есть возможность предоставить покупателю безопасность. 

Попадая на любой азиатский или африканский рынок, первое, что ты чувствуешь - это вторжение в личное пространство. Тебя постоянно трогают, преграждают дорогу, навязывают зайти. 

Вот тут маленькие ресторанчики могут поспорить за покупателя не только наглостью зазывал. Они продают туристу комфорт: угрюмого мужчину на входе, который не пускает внутрь местных попрошаек, торговцев мандаринами и остальных не угодных туристу сограждан. Они соревнуются на уровне СЕРВИСА. При одинаковой цене побеждает тот, кто может дать лучшее обслуживание. 

Подбивая рисунки на жестяных чайниках, на одном из ста поворотов Медины расположились жестянщики. 

Эти блестящие фирменные заварники продаются в Марокко на каждом шагу, в каждой лавке и в каждом переулке. Но на этой улице можно увидеть, как эти чайники удар за ударом покрываются рисунками. Как, обливаясь потом, Абдула вкладывает минуты и часы своей жизни в экстра-прайс за ручную работу. 

У них нет бойких зазывал, а ценник в разы выше, чем в других кварталах, но здесь ясно можно увидеть, как твой будущий сувенир проходит путь от заготовки до финального результата. 

Эти ребята продавают ГАРАНТИЮ КАЧЕСТВА или ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ. Они могут задирать цены и не пытаться навязать свой товар. 

А вот на местных рынках Касабланки предложение еще интереснее. Чайники из нейражавейки, произведенные в местном стиле, но по современным стандартам. Дешевле туристических сувениров в разы.

И только я уже понадеялся, что покину всё это разнообразие хлама для полок и полочек, магнитных стен холодильников и стеклянных шкафов свободным и минималистичным, но не тут-то было. 

На самой последней к выходу улице, между лавкой с мятой и не понятно откуда взявшейся здесь стойкой с яркими специями, нашу маленькую группу останавливают яркие и реально крутые кожаные ботинки. Надо заметить, с нами прекрасная дама, и ботинки останавливают в основном её.

Торговаться с продавцом обуви сложнее всего. Он знает, что другой такой пары мы не найдем. Он отказывается сбивать цену. И всё-таки его предложение обоснованно.

Он предлагает УНИКАЛЬНЫЙ ТОВАР. И не важно, что в нем есть какие-то изъяны или нет вариантов расцветок на любой вкус. На рынке он - инноватор и может себе позволить зарабатывать на этом больше. 

Любой рынок проходит стадии зрелости, даже рынок старой Медины Марракеша.