Париж, как много в этом звуке… При чем тут Париж? Париж - это Франция. Франция - это Марсель. А в Марселе находится штаб-квартира компании Airbus Helicopters. В те времена, когда трава была зеленее, вода мокрее, а выхлопные газы душистее, она называлась Eurocopter Group и выпускала очень интересные механизмы. Например, вертолет Eurocopter X3.
На божий свет из заводских цехов машинка была извлечена в 2010 году. Вертолет, не вертолет, самолет, не самолет. Eurocopter X3 являл собой некий гибрид, который сразу начали обозвали винтокрыл. Его конструкция интересна наличием двух пропеллеров, которые уютно разместились на паре коротких крыльев. Двигатели, раскручивающие пропеллеры, являются вспомогательными, и они позволили вертолету, простите, винтокрылу, установить мировой рекорд, о котором чуть ниже.
Разработчики отказались от хвостового пропеллера. Связано это было с особенностями строения тушки вертолета. Если бы задний движок оставили, то единственное, что смог бы делать геликоптер, это летать вокруг собственной оси. Даже не летать, а крутиться, как волчок.
Во время первого испытательного полета X3 без усилий залез на высоту 4 километра. А спустя год, после своего рождения, он утер нос скептикам, полетав на скорости 430 километров в час. При этом использовал лишь 80% мощности своих двигателей.
И все равно, он оставался вторым. Рекордом обладал Sikorsky X2, который разгонялся до 460 километров в час. В Марселе задумались и загнали винтокрыл на стапеля. После ряда манипуляций, связанных как с доработкой корпусных деталей, так и механической части, Eurocopter снова послали на испытания. В июне 2013 года настал его звездный час. 472 километра в час - таким стал новый мировой рекорд, установленный нашим героем. Никто не летал так быстро до него, и никто не летает так и сейчас. Без реактивных двигателей, конечно.
Пилоты, которым посчастливилось вести вертолет, отмечают необычайную плавность хода. При этом X3 не оснащен какими-либо антивибрационными модулями и спокойно себя чувствует без систем повышения устойчивости. Вертолет набирает 1700 метров в минуту и способен летать с креном 120-140 градусов.
На текущий момент проект находится в замороженном состоянии, компания сосредоточилась на проектировании и изготовлении техники военного назначения, оно более привычно. Тот самый экземпляр Eurocopter X3 в 2014 году торжественно установили во французcком Аэрокосмическом музее (Musée de l'Air et de l'Espace), что находится в юго-восточной части аэропорта Ле-Бурже. Там он забавляет туристов и местных жителей, по случаю оказавшихся неподалеку. Будете рядом, не поленитесь туда заглянуть и поглазеть на винтокрылую птичку-рекордсмена.
Где вертолеты, там и спутниковая связь. Точнее не там, а здесь.