Станция Шлина расположена на 32-33 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии. После закрытия в 80-х ХХ столетия станция перестала существовать, став остановочным пунктом. Теперь это просто пассажирская платформа на перегоне Куженкино-Баталино.
При строительстве дороги и позднее в царский период до революции станции Шлина не существовало. Это место на 29-30 версте (по старинной мере) значилось как разъезд №2. В советский период путевое развитие разъезда расширилось, добавился 3 путь для погрузки леса, за которым были установлены ещё и козловые краны и пути для них. Так образовалась здесь станция. Поскольку это изначально был разъезд, то и пассажирского здания вокзала здесь не планировалось. Для решения этой задачи его не стали даже строить, а просто приспособили под эти нужды уже стоявшее здесь типовое здание путейской полуказармы. В левом его крыле размещалось помещение дежурного по станции, зал ожидания и билетная касса. А в правом крыле было служебное жилье начальника станции.
Своим красивым и ласкающим слух названием Шлина обязана протекающей рядом одноимённой речке - Шлина. Она очень живописно разливается по весне, а летом по ней с большим удовольствием сплавляются на байдарках туристы.
Прямо напротив вокзала через железнодорожные пути раскинулась деревенька Шлина, наполняя морозной лютой зимою округу приятным ароматом дыма из труб от горящих в печках берёзовых дров.
Машинисты поездов, проследующие через станцию Шлину из Бологое на Баталино ещё с паровозных времён прекрасно знали, что за испытание для них и паровоза ожидало впереди. Машинист давал соответствующие указания своему помощнику и кочегару, чтобы те были наготове и строго выполняли все его команды. Всё дело в том, что сразу же за мостом через реку Шлина начинается затяжной подъем длинною в 6 километров, начиная с 33 км и заканчивая 39 км, почти до самого входного светофора станции Баталино. Машинисты так и прозвали это подъём - "баталинский". А мосты на профиле участка любой железной дороги это как правило самая низкая точка профиля на данном отрезке, что мы собственно и видим ниже на режимной карте.
Как забраться в "баталинский" подъём с тяжёлым поездом? Секреты машиниста
Для того чтобы преодолеть "баталинский" подъём машинист должен развить максимально разрешенную скорость движения для данного участка и буквально взлететь на подъём, затаскивая на него тяжелый поезд, используя максимальную силу инерции поезда. Небольшой уклон от разъезда №2 (ст. Шлина) ведущий до моста как мы видим на карте этому немного способствуют. Т.е. мост через реку Шлина получается как небольшая ямка. Помощник машиниста должен был ещё как можно заранее до подъёма закачать инжектором воду в паровой котёл, чтобы не "перенасытить" пар. Поддерживать жар в шуровке, регулярно подкидывая уголь в огонь, чтобы создать нужное давление пара.
А машинист, используя всё своё мастерство и навыки вождения поездов должен был грамотно распорядиться давлением пара открывая в нужный момент регулятор. Иначе, если бригада действовала не слаженно поезд мог просто остановиться на подъёме. В этом случае пришлось бы осаживать (сдавать назад) обратно на разъезд и пробовать подняться в подъём заново, а это значит потерять время и задержать вслед идущие поезда. Причем после остановки это сделать гораздо сложнее чем сходу, следуя как говорят железнодорожники через станцию "на проход".
Паровозы ушли с Бологое-Полоцкой ж.д. в 1976г. Но и с заменой их более мощными современными двухсекционными тепловозами серии 2М62 (в просторечии двойная "Машка") проблемы преодоления подъёма то и дело доставляли немало хлопот для локомотивной бригады. Идущие в этом направлении нефтеналивные поезда на Прибалтику в Вентспилс, зачастую следуя с критической массой под "Машками" надрывали на 15-й максимальной позиции контроллера машиниста уже подубитые дизеля типа 14Д40 и неоднократно горели при преодолении подъёма. Вскарабкавшись на 6-ти километровый подъём, по прибытию на станцию Баталино помощник машиниста просил у встречной локомотивной бригады огнетушители, так как свои уже все израсходовали. Особенно тяжело преодолевать этот подъём грузовым поездам когда выдают предупреждение об ограничении скорости не более 20 км/ч на переезде 33 км перед мостом в Шлине, поскольку нельзя было реализовать в полной мере силу инерции и набрать нужный разгон. Это было настоящим испытаем как для локомотивной бригады так и для локомотива.
Если локомотив с поездом без проблем преодолел "баталинский" подъем - считай обязательно доедет теперь до самых Великих Лук.
И даже сегодня, имея более современные грузовые тепловозы серий 2ТЭ116, проследовав через Шлину, локомотивные бригады с особой настороженностью говорят между собой: "Идём в "баталинский" подъём!"
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!