Никогда об этом не думала, что наша русская Масленица существует по всему миру, только по-разному называется. В одной части Германии народные гулянья накануне Великого поста называют «Карнавал» (Кельн, Дюссельдорф, Берлин и многие другие), а в другой – «Фашинг» (в том числе и у нас в Баварии). Это странное слово Fasching, вроде бы, раньше означало последнюю порцию алкоголя перед Постом (кхе-кхе). Ну а потом, видимо, дела пошли лучше – и монахам разрешили пить пиво без особых ограничений. Разве что вино нельзя.
Тот же самый карнавал проходит и в США, и в Австралии – Mardi Gras, тот же самый в Венеции, тот же самый в Рио. Кто бы мне когда сказал, что все эти уличные празднества – об одном и том же.. Великом 40-дневом посте и не менее великой гулянке накануне.
Пик разгульной жизни приходится на Жирный вторник, он же Faschingsdiendtag или Mardi Gras, а со среды уже начинается католический пост. Во время немецкого карнавала блины не едят, традиционное лакомство местных жителей – Krapfen, он же пончик, с разными начинками. Однако во многих других странах тот же самый Жирный вторник – Блинный день. Даже Джейми Оливер не поленился 5 марта запостить рецептики для любителей. Так что все это, если собрать вместе, кажется удивительным – ведь люди в России представить себе не могут, как они близки к остальному миру в своих традициях.
Тема поста в немецкой прессе активно обсуждается. Но, в отличие от российских коллег, немецкие СМИ пишут не о лучших рецептах постных блюд, а о том, кто от чего планирует отказаться на время поста и зачем люди вообще это делают. Например, одно хипстерское мюнхенское издание предложило подписчикам проголосовать за следующие варианты: отказ от социальных сетей, пластика, мяса, пустой болтовни, алкоголя, Netflix’а, стресса, недосыпа, вождения автомобиля и сигарет.
Мне импонирует то, что люди здесь мыслят вне религиозных рамок и думают о том, как можно было бы сделать свою жизнь и жизнь других людей чуточку лучше. В комментариях были разные ответы, но мне больше всего понравился такой – «Буду стараться делать больше добрых дел». Чувствуется пересечение с Рамаданом, да? Но и Рамадан – тот самый Великий пост, только в исламе (идет 30, а не 40 дней и в другое время), куда деваться.
Закоренелая атеистка в моем лице тоже решила устроить себе пост. Но в достаточно легком виде – большую часть времени не есть мясо и не пить никакого алкоголя, кроме пива в ограниченном количестве (5 литров за все время поста). Сегодня прошла первая неделя: выпито 0,65 л пива и один раз, в воскресенье в грузинском ресторане, съеден мясной шашлык (надо сказать, очень вкусный). В остальное время – привет, овощи, крупы, макарошки, тунец, лосось, хумус, хлебушек, сыр и все прочее, что не мясо, не колбаса и не сосиска. Однако! Так как мой пост «гибкий» (как и мой ЗОЖ), я разрешила себе в случае неминуемого пикника с грилем на природе колбаски все-таки поесть.
Ну а что там было про пистолет, спросите вы? А то, что в то воскресенье, когда я в разгар фашинга нарядилась шерифом, а потом нелегкая занесла меня в ирландский паб с разливным Гиннессом, своего нового прекрасного ковбойского револьвера я безвременно лишилась. Мы не будем писать относительно этого ни одного слова на букву «п» (а ведь могли бы), но наступило утро, пистолет обнаружен не был – и на похмельного ковбоя нашла вселенская тоска, ведь игрушка стоила ни много ни мало 18 евро.
Утренние ковбойские мысли носили витиеватый характер, но сходились в одном: «Сам боженька прописал тебе пост, Маша, это уже никуда не годится, так пить». Видимо, поэтому потом, в тот самый Жирный вторник, когда в компании эротично наряженных филиппинок (и не только) я плясала сначала в одном клубе, а потом в другом, сознание меня не подвело. Я благополучно добралась домой не то что без потерь, но даже с приобретениями – пистолетом и шерифским жетоном от какого-то другого пьющего ковбоя, разбросавшего свои сокровища по углам. И даже перед этим довела хорошую и в меру подвыпившую знакомую до дома. Наутро была горда собой, как никогда.
Наступила Пепельная среда, первый день поста. Меня не покидала идея поискать свое оружие в Fundbüro MVG (Бюро находок – просто калька с этого немецкого слова) – благо, адрес и часы работы найти можно в гугле за секунды. Но доехала я туда только в пятницу (8 марта) утром. А пятница в подавляющем большинстве государственных учреждений Германии день особенный. Потому что все они работают максимум до 12, и остальные люди просто мирятся с этим.
Выхожу из метро, нахожу то самое здание, шагаю из лифта на нужном этаже – и вижу огромные стойки шапок и зонтов. Кажется, брать можно, даже ни с кем не здороваясь. Но моя миссия была другой, как вы понимаете.
- Доброе утро. Звучит странно, но в прошедшее воскресенье я потеряла игрушечный пистолет.
- Здравствуйте. Хм.. У нас есть один пистолет. Сейчас посмотрим.
Серьезный мужчина ищет, не находит, спрашивает коллегу, уходит в другую комнату – и возвращается с небольшим пакетом.
- Какого цвета он был?
- Серый такой, металлический с деревом.
- Где вы его потеряли?
- Предположительно где-то на линии U5.
Достает из пакета пистолет. Мой пистолет!
- Ооо, это мой!
- Его нашли на конечной линии U4.
- Хах, все возможно. Магия!
- У вас лицензия на оружие-то есть? – нажимает на курок и смеется.
- Ну он же игрушечный! – не отстаю.
- Можно мне ваши документы?
- Конечно, вот.
Переписывает. Я расписываюсь на конверте и получаю заветную пушку.
- Огромное спасибо, хорошего вам дня и выходных!
- И вам хорошего дня. Знаете, а ведь оружия у нас тут еще никогда не было!
На этом счастливая Маша пробежала обратно мимо зонтов, шапок и перчаток на улицу. Пистолет нашелся, вера в лучшее вернулась, а весна заиграла новыми красками. Занавес.