Мы часто произносим в жизни фразу : «я так и знал». Но как правило, те, кто так говорит, не являются примером для других с точки зрения мудрости или житейского опыта. Тогда зачем нам этот механизм?
Дело в том, что мы живём в мире обусловленном идеей детерминизма (учение о взаимосвязи и взаимной определенности явлений и процессов), и пока ученные только говорят о несостоятельности этой теории Ньютона, мы принимаем её, как основную для описания происходящих событий.
И все бы ничего, если бы не одно но. Именно эта идея не даёт нам принять происходящие в нашей жизни события в качестве личного опыта.
Например, меня бросила девушка и я сделал вывод, что она была вредной и всем недовольной. Уволили с работы, потому что начальник козел (как и на прошлой работе!). И из этого опыта можно сделать вывод, что в следующий раз нужно быть более внимательным к выбору и девушек, и начальников.
Но, как правило, в дальнейшем это не спасает от тех же «граблей». И многие люди живут в сарае с «граблями» долгое время. Я сам жил так много лет.
«Грабли» не становятся опытом по той причине, что не имеют отношения ни к нам, ни к происходящим процессам.
Просто мы привыкли связывать логикой детерминизма несвязанные друг с другом явления.
Йог Васиштха, поясняя Господу Раме о мироустройстве, говорил: «ворона, севшая на пальму, и орех упавший с неё в этот момент, не связанные между собой явления».
Зачем же мы их связываем?
Дело в том, что нам необходимо наделять всё, что нас окружает собственным смыслом. Любой процесс, элемент или явление должно обладать смыслом, иначе нельзя будет сделать вывод из происходящего.
Помните, как стоя в углу (в детстве), пытались найти связь между своим поведением или поступком и мамиными эмоциями (злость, слезы и др.)? Именно в этот момент происходит та самая инициация в детерминизм!!!
Но опыт - это иная составляющая мудрости. И возникает он только тогда, когда мы способны не отворачиваться от происходящего с нами. Не придавать этому смысл (это способ отвернуться). А оставаться в прямом опознавании произошедшего или происходящего с нами. Воспринимая его не выстраивая концептуального алгоритма, а проживая все чувства и эмоции. Только тогда мы видим реальность адекватно.
Примером может служить утверждение - «если бы людям во время войны, после боя дали бы возможность оплакать убитых, они бы перестали убивать».
Развивая эмоциональный интеллект можно научиться опознавать и осознавать свои эмоции, отделяя их от фактов. А значит более адекватно видеть реальность, реагировать на перемены и, здраво оценивая возможности, управлять собой взяв ответственность за свою жизнь.