Найти тему
Русская жизнь

Заметки о Вечере современной хореографии. «Проба N3»

В феврале в Москве, на сцене Театра на Таганке, прошел Вечер современного танца в рамках Всероссийского фестиваля «Проба N3”.

Фото: Татьяна Матвеева
Фото: Татьяна Матвеева

Организаторы и вдохновители фестиваля, хореографы Антонина Краснова и Александр Могилев, представили зрителям новый, третий по счету, хореографический фест, явившийся одновременно седьмым показом в рамках фестиваля “Проба N”. Номера и композиции фестиваля являются репертуарными. Уникальные постановки фестиваля «Проба N3» можно будет увидеть в летней программе, в июне.

Ощущение от представления «Пробы №3» осталось как от чего-то феерического. Кажется, зритель, вовлеченный в водоворот двигательно-музыкальной страсти, по праву мог бы воспользоваться выражением «как на вулкане», особенно, если вспомнить неукротимую энергию электротеатра «Вулкан», находившегося в здешнем локусе в давние времена.

Перформансы перед началом сценического действа словно обнажали жизнь удивительного, чистого пластического движения и живого звука (перформанс «для одного человека», идея: Александр Могилев, исполнение: Светлана Макаренко и перформанс «А что, если?», антреприза импровизаторов «Что»).

Сценическую программу открывал отрывок из спектакля «Одуванчики» в исполнении Дениса Чернышова (хореография: Денис Чернышов, танцевальный драматург: Таьяна Гордеева), и уже по одному тому, как фрагмент спектакля был принят зрителями — бурно, с одобрением и поощрительно — показалось, что фестиваль, несомненно, состоялся — здесь и сейчас. А впереди были насыщенные номера, сильное исполнение, интересные замыслы хореографов, продержавшие публику в напряжении до самого завершения вечера.

Фрагмент спектакля Дениса Чернышова словно задал вектор просмотра — экспериментальность, индивидуальность, свобода творческого исследования. Отрывок из спектакля «Одуванчики», об армейской службе, представил неожиданную пластическую детализацию движения, многогранность отношений между движением и звучащим словом, вариант исследования динамики внутренних состояний. Каждый спектакль захватывал виртуозностью исполнения, проявленной как раз настолько, чтобы дать зазвучать замыслу.

Васко Насонов с Ксенией Шлезингер в постановке «Роза сахары» (хореография: Евгения Глазунова, Васко Насонов, Ксения Шлезингер; исполнение: Васко Насонов, Ксения Шлезингер) словно превращались в песчаный вихрь, в хрупкие лепестки складывающейся из песка розы, в сказовое слово, в раскрывающуюся идею.

Последующие номера приятно поразили психологической глубиной и зрелостью постановочных решений. Отрывок из спектакля «Спиной» (хореография: Иван Кожевников, исполнение: Анастасия Кожевникова, Мария Балибаева, Ирина Нашатырева, Максим Халеса, музыка: Анна Монахова и Артем Мосин-Щепачев) предложил поразмышлять о пограничных ситуациях и пороге восприятия, в «Забирая себя» (хореография: Олег Коротченко, исполнение: Кристина Собкалова, Софья Голомолзина, Олег Коротченко) можно было проникнуться двойственностью, отчетливо присутствующей в каждом из нас.

«Sisters» (хореография Татьяна Тарабанова, Елизавета Тарабанова, исполнение: Татьяна Тарабанова, Елизавета Тарабанова) продемонстрировали запоминающуюся игру чувств, мышц, душевных движений и множественности их оттенков и нюансов, записанных в партитуре движения.

Палитрой тревог и страхов, неизбежно возникающих при коммуникации, поделились исполнители номера «Бабочка» (хореография: Павел Рябов, исполнение: Павел Рябов, Анна Шульдякова). Виртуозный «Монолог» (хореография: Алексей Расторгуев, исполнение: Валерия Камаева, Елизавета Чернова, Павел Васькин, Павел Гасимов) со своеобразной аллюзией на pas de quatre, — твой он или чей-то еще, внутренний или внешний, — захватывал, как свой собственный.

Миниатюра «Вдоль другого» (хореография: Ольга Тимошенко, Алексей Нарутто, исполнение: Ольга Тимошенко, Алексей Нарутто) стала попыткой задержать нас на грани невыразимого, поведав о мимолетности подлинного совместного бытия и взаимопонимания.

Постановка Дениса Бородицкого «Keep in touch» (хореография: Денис Бородицкий, Владимир Голубев, исполнение: Денис Бородицкий, Владимир Голубев) позволяла и насладиться завораживающим движением с элементами slowmo, и оценить детальную продуманность мастером всех составляющих миниаюры - от музыки до костюмов — коррелирующих с особенностями изображаемого состояния.

Хореографические решения и пластическое исполнение всех постановок фестивального вечера, показанных в первой и во второй части, до и после антракта, продемонстрировали зрелый танцевальный язык, способный долгое время находиться в беседе со зрителем.

Расширение границ представления о телесной выразительности позволяло оценить не только работу с образами и сюжетными линиями, но и с подвижностью либо статичностью внешних и внутренних состояний, уловить выраженную движением вербальную недосказанность, искомый “танцевальный пунктум”, если позаимствовать у известного исследователя понятие из другой визуальной области.

После антракта зрителей ждало яркое, характерное исполнение миниатюры “Да, но есть одно ” (хореография: Анна Дельцова, Александр Тронов, исполнение: Анна Дельцова, Александр Тронов) и сильная, буквально ошеломляющая постановка «Песочный человек» (по мотивам рассказа Рэя Брэдберри), (хореография: Ксения Михеева, исполнение: Ярослав Дидин, Никита Маркелов, Анна Шульдякова).

Антонина Краснова представила две постановки: «Зима» - отрывок из балета «Времена года» на музыку Вивальди - и «Псалом». Хореограф продолжила тему псалмов, заявленную на фестивале «Проба N 2». Если соло «102 псалом» настраивало на возвышенный лад и поиск гармонии, соло «Псалом» (хореография: Антонина Краснова, исполнение: Антонина Краснова) отразило переосмысление хореографом проблемы одиночества и оставленности, трагического самостояния человека в мире.

Композиция «Зима» (хореография: Антонина Краснова, исполнение: Дарья Суспицына, Анастасия Тугушева, Елизавета Серова, Алена Чудакова, Мрана Воуба) отличалась передачей разнообразных эмоций и того особого настроя души, который можно обозначить словом «зима». Перед нами словно проходило множество картин многоликой зимы — от морозных и радостных детских игр до тяжелых и гнетущих «зимних» состояний холода, голода, умирания. Хореограф с помощью интересных приемов обыграла тему зимы как состояния, «пульсирующего» от активности к созерцательности.

Александр Могилев совместно с фолк-группой «Клевер» (художественный руководитель Кристина Солодкова) погрузил зал в стихию частушек, представив фрагмент «Выборы» (хореография: Александр Могилев, исполнение: «ЭТО русская компания современного танца» и Александр Могилев) из спектакля «Частушки. Твою мать». Фрагмент предложил залу не без иронии порассуждать на тему «есть ли выбор — нет ли выбора» и оценить эксперимент по совмещению фольклорных основ и современной хореографии.

В рассуждении о современном танце хореограф Каролин Карлсон говорила: «Чем интересен современный танец? Он живет благодаря воображению, видению конкретного хореографа. Люди открывают для себя сознание совершенно разных людей. И каждое произведение совершенно уникально». Фестиваль современной хореографии «Проба N3» оказался необыкновенно интересен вниманием к эксперименту и разнообразием авторских подходов.

Как и было заявлено в программе Вечера, в фестивале приняли участие «известные и именитые, а также молодые и амбициозные танцовщики и хореографы…Среди участников Фестиваля: «ЭТО» — русская компания современного танца под руководством Александра Могилева, танцовщик и хореограф Денис Бородицкий, хореографы сестры Тарабановы, команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret, лауреаты «Золотой маски» Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто, и другие танцовщики и хореографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Перми, Тюмени».

Тем самым Вечер современной хореографии в рамках фестиваля «Проба N3» раскрылся как живое, креативное постановочное пространство, открытое эксперименту, способное дать высказаться самым разным хореографам и творческим коллективам.

Ирина ГУРСКАЯ