Найти тему
Завтрак с Дягилевым

Шифр Щербова. Лемминкяйнен и другие

 А. Галлен «Мать Лемминкяйнена»
А. Галлен «Мать Лемминкяйнена»

Начало - про Врубеля, Дягилева и княгиню Тенишеву.

Теперь-то мы можем разобраться с остальными картинами, которые Щербов отметил своим вниманием на карикатуре "Зальцбург". Для этого нужно обратиться к каталогу Выставки русских и финляндских художников, чтобы выяснить, что скрывается за тем или иным номером.

-2

Наибольшее впечатление (после Врубеля, разумеется), на Щербова произвел №96 (номер встречается на карикатуре больше 10 раз): А. Галлен «Мать Лемминкяйнена». Именно ее он пародирует с помощью котов, ягодицевидных камней и костей разных форм. Вилы тоже под номер 96 фигурируют.

-3
-4

Аксели Валдемар Галлен-Каллела (1965-1931) — финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале, карело-финскому поэтическому эпосу. Эпос состоит из 50 рун (песен). На размер Калевалы Лонгфелло написал «Песнь о Гайавате», а Максим Горький — догадаетесь что? Правильно, конечно « Буревестника »! Данная картина — иллюстрация к 15 руне, в которой мать Лемминкяйнена оживляет своего мертвого сына с помощью небесного меда, который несет небесная пчела. Нашли пчелу? А с вилами понятно?

Стасов о картине: «Но распорядитель выставки не остановился на одном г. Врубеле. Он пошел и с великим рвением и усердием наприглашал множество других новоявленных юродствующих художников, кого из русских, а кого и из финляндцев, все по декадентской части. Из последних особенно отличаются у него: г. Гален, с безобразными, по художеству, страшилищами, назначенными иллюстрировать какие-то сцены из финской поэмы "Калевалы". Рисунки, письмо, колорит, композиция этого художника — чудовищны, хуже наихудших сочинений лубочных рисунков, но, видно, сильно нравятся г. распорядителю, когда он выставил эти картины тоже на самом почетном месте залы, на другом ее конце, прямо против "Утра" г. Врубеля. Странные вкусы, изумительные фантазии, назначенные помогать водворению и пропагандированию нового великого искусства!» ("Выставки" ("Новости и биржевая газета", No 27, 27 января 1898).

Смотрим дальше, кого еще Щербов поместил на свалку, которая «дозволяется» (табличка слева)

Серов, №№ 266 и 268

№ 268 — Ворона и канарейка, иллюстрация к сказке.

№ 266 — Холстомер (не нашла).

268 - ворона, 266 - на дуге лошади. Справа - работа Валентина Серова "Ворона и канарейка"
268 - ворона, 266 - на дуге лошади. Справа - работа Валентина Серова "Ворона и канарейка"

Рядом с канарейкой еще затесалось 95 — это Врубель, «Голова Демона».

Но как-то, кроме цифры совершенно ничего не угадывается. Зато можно тут к месту воспоминания Василия Переплетчикова: «Наконец, с величественным видом, с каталогом в руке появился знаменитый критик Стасов. Он ходил по выставке и жевал губами. Словечко “декадент” уже было изобретено, оставалось только его употреблять кстати и некстати. - Не хочется встречаться со Стасовым, - говорит мне Серов, - скроюсь в комнату при выставке, где пьют чай, авось не встречусь. Пробиваясь в эту комнату, сталкивается со Стасовым. - А-а-а... Серов, здравствуй. - Здравствуйте. Берет Серова за руку и с видом человека, имеющего власть, ведет его к картинам. - Я должен задать вам один вопрос, - говорит Стасов. — Правда ли, вы не признаете картины с содержанием? - Не признаю. - Так-с. Вид у Стасова зловещий, он очень и очень “не одобряет” и не скрывает этого. Он встает и подходит к столу со скульптурой. - Скажите, не смотря фамилии автора, хорошо или нет, - говорит Серов. - Скажите. Стасов стремится раскрыть каталог. - Нет, нет, не смотрите. Стасов раскрывает каталог, стремительно ищет №№. - Врубель, - восклицает он, - конечно, скверно».

-6

Льющиеся помои №№ 11-15. Бакст. Рисунки углем.
Надо сказать, Бакст очень удачно поменял свою фамилию с Розенберга: чтобы все время оказываться в самом начале каталога.

-7

Слева от ног Дягилева-торговца встречается еще несколько циферок.
64 и 69 на кривоватых вазах - Карл Валгрен (финский скульптор).
Стасов: "Вся скульптура Вальгрена, вылепленная в Париже и потому не представляющая ничего, кроме декадентских французских безобразий, в лице всех тощих, похожих на червяков, фигур под названием: "Нищета", "Жизнь и смерть", "Утешение", "Слепой", "Бра" и разные погребальные урны".
№ 64 Calla. 220 рублей.
№ 69 Флакон с золотой патиной. 110 рублей.

-8

Рядом пара безобидных коробочек:
№39 В. Бломстед (финский художник). Осенняя ночь 160 р
№27 А. Бенуа. Дворец зимой. 150 рублей.


Завершает наш обзор №103 под хвостом у дятла.
№103. А. Галлен.
Дятел. 200 рублей.

-9

На этой жизнерадостной ноте мы закончим разбор карикатуры Щербова, но это только первая из его работ, посвященная деятельности мирискусников, так что мы еще вернемся к нему неоднократно.

Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на Завтрак с Дягилевым