Хвалить или критиковать? Поговорим о том, как должны строиться здоровые отношения активистов с городской администрацией.
В Москве родилась и множится новая городская легенда: оказывается, велодорожки не строят, потому что виноваты сами велосипедисты. Активисты критиковали мэрию, и мэрия обиделась. Собянин впал в грусть, утолить которую может только полный отказ от строительства велоинфрастуктуры, которая ассоциируется у него со злыми неблагодарными активистами. Примерно так, судя по всему, считает Александр Шумский из Пробок.нет.
Бывший уфимский активист, а теперь организатор велофестиваля в Москве (бывший, отжатый мэрией велопарад) Станислав Сырыгин тоже считает, что мэрии не хватает комплиментов.
Самое слабое место этой теории в том, что мэрия Москвы вовсе не забила на велосипеды. По крайней мере сами чиновники так не думают. Во время последней избирательной кампании Собянин выпустил на улицы велоагитаторов, символизирующих доступность городской среды. Департамент транспорта так сильно любит велопарады, что хочет быть их единственным организатором. Велобайк – и это уже без всяких шуток – каждый год прирастает новыми станциями. Мэрия могла бы тысячу раз сказать, что велосипеды были ошибкой, что это ненужно и неэффективно, что народ против и климат не тот. Но вместо этого Максим Ликсутов год за годом твердит, что ближайшей весной в Москве появятся велополосы, заложенные в геометрию реконструированных улиц.
Чиновники понимают, что современный город должен развивать велотранспорт, и хотят показать в этом деле результат. Но, как это бывает с людьми, утерявшими связь с реальностью, они опираются не на опыт других столиц и научное знание, а идут своим путём. Именно так родятся на свет 770 км велодорожек, в реальности представляющих собой выделенные полосы для автобусов и такси с фактической скоростью 80 км/ч.
И тут люди, заинтересованные в развитии велотранспорта, оказываются перед развилкой: честно сказать, что всё это полная ерунда и никуда не годится, или поблагодарить чиновников за проявленное рвение и на следующий год получить ещё сотню километров автобусных велодорожек.
КОГДА КОМИССАР ПО ТРАНСПОРТУ НЬЮ-ЙОРКА ДЖАНЕТ САДИК-ХАН НАЧАЛА СТРОИТЬ В ГОРОДЕ ВЕЛОДОРОЖКИ, NEW YORK POST НАЗВАЛ ЕЁ «ЧОКНУТОЙ УРБАНИСТКОЙ».
Даже если предположить, что Собянин начинает своё утро с #velonation, где его подкарауливают ранящие в самое сердце заметки, то эта капля в информационном поле, которое в целом вполне позитивно по отношению к нему. Мэры и чиновники в городах с конкурентной политической средой и свободной прессой получают в свой адрес куда больше критики. Когда комиссар по транспорту Нью-Йорка Джанет Садик-Хан начала строить в городе велодорожки, New York Post назвал её «чокнутой урбанисткой». Вокруг организованной ей велополосы в Бруклине без конца ходили протестующие с обеих сторон – ситуация была настолько острой, что газета The Brooklyn Paper назвал эту велополосу «самым спорным куском земли за пределами сектора Газа». Депутат городского совета Калгари Дра Фаррелл, ратовавшая за строительство в городе велопешеходного моста, получала в свой адрес не только критику, но и угрозы, так что ей пришлось нанимать личную охрану. Прошлой осенью мэрия Парижа во главе с Анн Идальго стала ответчиком в судебном процессе — проавтомобильное лобби оспаривало решение закрыть для машин набережную на левом берегу Сены. Активисты организации «40 миллионов автомобилистов» выложили в интернете мобильный номер Идальго, чтобы каждый недовольный автовладелец мог лично высказать ей своё «фу».
НЬЮ-ЙОРКСКИЙ УРБАНИСТИЧЕСКИ САЙТ STREETBLOG БЕЗ КОНЦА ПИНАЕТ МЭРА ДЕ БЛАЗИО ЗА ТО, ЧТО ОН НЕДОСТАТОЧНО АКТИВНО ПРОДВИГАЕТ ПРОГРАММУ СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ В ДТП VISION ZERO.
Критикуют не только противники. Нью-йоркский урбанистически сайт Streetblog без конца пинает мэра де Блазио за то, что он недостаточно активно продвигает программу снижения смертности в ДТП Vision Zero. Один из сооснователей сайта Арон Напарстек вместе с активистами Дагом Гордоном и Сарой Гудеар ведут подкаст War on Cars; один из выпусков называется «Мэры: хороший, плохой и Билл де Блазио». Означает ли это, что мэр обиделся и теперь назло критикам забьёт на Vision Zero? Ничего подобного: на днях де Блазио представил новые инициативы в рамках программы снижения смертности на улицах города (активисты снова раскритиковали его за недостаточную решительность).
КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА СО СТОРОНЫ СТОРОННИКОВ — ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕНЕНИЯ ГОРОДОВ.
Конструктивная критика со стороны сторонников — важный инструмент изменения городов. Политик, решившийся на изменения, всегда рискует ошибиться. В такой ситуации критика – лучшая поддержка. Во многих городах существует практика временных проектов: велодорожку не строят сразу на века, а сперва запускают на определенный ограниченный срок. Это позволяет проверить, востребовано ли такое решение, и выявить проблемные места, которые можно улучшить. Например, за 18 месяцев тестового периода в проект велодороги на одной из центральных улиц Калгари внести около сотни поправок.
Велосипедная полоса на бульварном кольце в Москве изначально тоже была экспериментальной. Но вместо того, чтобы организовать сбор отзывов на время тестового периода, мэрия провела голосование на сайте «Активный гражданин», по итогам которого было заявлено, что велополосу одобряют даже автомобилисты. Все предложения по улучшению проекта остались за бортом.
Люди, утверждающие, что для развития велоинфраструктуры надо прекратить критику и почаще хвалить мэрию, на самом деле сообщают нам горькую правду. Мэрия Москвы живёт с ощущением собственной непогрешимости. Либо вы ее хвалите, либо вы маргинал. Чиновники в своих решениях исходят не из научного знания и интересов горда, а из личных пристрастий. Критика нежелательна, она вызывает обиды и отвращение к обсуждаемой теме. Мэрия знает лучше и достаточно успешно контролирует городские СМИ, чтобы запустить в массы легенду про 770 км велодорожек.
Всё это очень плохие новости. Получается, что городом управляют некомпетентные чиновники-самодуры. Тут хвалебными отзывами ситуацию не исправить. Надо менять власть.
Фото верху: “Веломосква”.