Найти в Дзене

"Завтрак аристократа", проза перекликается с картиной

Павел Федотов любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни». Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество. Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть. Художник был читающим человеком (в смысле – много читающим). Собственно из художественной литературы и периодики он и черпал идеи для своих полотен. На «Завтрак аристократа» его натолкнул фельетон Ивана Гончарова, напечатанный в «Современнике» в 1848 году. Фельетон назывался «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Гончаров иронизировал над столичными франтами: "Что такое франт? Франт уловил только одну, самую простую и пустую сторону уменья жить: мастерски, безукоризненно одеться. По ограниченности взгляда на жизнь, он, кроме этого, ничего не усвоил. Оттого в нем так заметно и пробивается и бросается другим в глаза основательно порицаемая претензия блеснуть своей скудной частичкой уменья жить и доводить ее даже за пределы хорошего
Па́вел Андре́евич Федо́тов , 1815-1852
Па́вел Андре́евич Федо́тов , 1815-1852

Павел Федотов любил прибегать к жанру, который сам он называл «нравственно-критические сцены из жизни». Особенным смыслом он наделял детали, которых в его работах бывало множество. Именно эти мелочи позволяли наблюдательным зрителям постичь суть.

Художник был читающим человеком (в смысле – много читающим). Собственно из художественной литературы и периодики он и черпал идеи для своих полотен. На «Завтрак аристократа» его натолкнул фельетон Ивана Гончарова, напечатанный в «Современнике» в 1848 году. Фельетон назывался «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Гончаров иронизировал над столичными франтами:

"Что такое франт? Франт уловил только одну, самую простую и пустую сторону уменья жить: мастерски, безукоризненно одеться. По ограниченности взгляда на жизнь, он, кроме этого, ничего не усвоил. Оттого в нем так заметно и пробивается и бросается другим в глаза основательно порицаемая претензия блеснуть своей скудной частичкой уменья жить и доводить ее даже за пределы хорошего тона. Пройти весь Невский проспект, не сбившись с усвоенной себе франтами иноходи, не вынув ни разу руки из заднего кармана пальто и не выронив из глаза искусно вставленной лорнетки, - вот что может поглотить у него целое утро. Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать. Он готов простоять целый вечер на ногах, лишь бы не сделать, сидя, складки на белом жилете; не повернет два часа головы ни направо, ни налево, чтоб не помять галстука. Ты спросишь, для чего он делает всё это, не для цели ли какой-нибудь? Для того, например, чтоб броситься в глаза изяществом туалета женщине, заставить ее остановить на себе внимание сначала этим, чтоб потом другими средствами идти далее? или из свойственного многим тщеславия показать, что он может свободно тратить деньги? нет! абсолютный франт делает это так: он одевается картинно для самоуслаждения. Он трепещет гордостью и млеет от неги, когда случайно поймает брошенный на него каким-нибудь юношей завистливый взгляд или подхватит на лету фразу: "Такой-то всегда отлично одет".

Удивительно, разрыв в столетиях, а многие вещи перекликаются и сейчас.

Всем добра и хорошего настроения!)