Найти тему
AutoHS - история автомобилей

«Открыт закрытый порт Владивосток»: как проходил импорт первых японских машин

Если говорить о масштабах импорта автомобильной техники из Японии, конца 80-х, то невольно вспоминаются слова из песни Владимира Высоцкого: "открыт закрытый порт Владивосток". По иному и не скажешь, ведь та лавина надежных, комфортабельных, а главное дешевых автомобилей, хлынувшая через Владивосток, исчислялась тысячами единиц и росла из года в год. О том, как начинался импорт японских автомобилей, я расскажу в этой статье.

Nissan Cedric
Nissan Cedric

Сейчас достоверно не установить, как появилась во Владивостоке первая японская машина. По одной из версий это были микрофургоны Toyota Hiace 1967 года, закупленные государством в начале 70-х, по другой представительский Nissan Cedric, который в 1977 году привез в город Валентин Петрович Бянкин, начальник Дальневосточного морского пароходства. Как бы то ни было, это были только "первые ласточки".

Постепенно, "японки" просачивались в естественную среду обитания отечественного автопрома и на удивление неплохо там приживались. По-настоящему массовый завоз автомобилей из Японии начинается в конце 80-х годов, когда согласно инструкции о порядке перемещения через границу, было разрешено импортировать машины для личного использования.

Вот так автомобили добирались из Японии
Вот так автомобили добирались из Японии

Главной движущей силой такого импорта стали моряки торговых судов, которые перевозили в Японию зерно, древесину и металл, а оттуда возвращались с электроникой, одеждой и автомобилями. Несмотря на то, что по закону эти машины не были предназначены для продажи, обходилось это с помощью доверенности, что в отсутствие транспортного налога не причиняло никаких неудобств. Фактически сложилась ситуация, что любой желающий при наличии 500 - 1000 $ мог приобрести, автомобиль класса Toyota Mark 2, а машины малого типа, такие как Honda City или Toyota Corolla и вовсе за 300 $. Нужно отметить, что ничего бы подобного не случилось, если бы не совпало несколько ключевых условий:

  • географическая близость Японии и наличие во Владивостоке порта
  • отсутствие каких либо таможенных пошлин, вплоть до 1991 года
  • жесткие японские законы, которые заставляли владельцев избавляться от почти новых машин
Выгрузка в порту
Выгрузка в порту

Для неискушенных водителей, новые машины стали настоящим культурным шоком. Мощные и комфортные на ходу, они поражали уютом и богатым оснащением в салоне. Несмотря на то, что большинство новоиспеченных владельцев понятие не имело как обслуживать свою новою покупку, "японки" с достоинством выносили все тяготы и "морщились" но потребляли отечественный бензин и моторное масло. Так постепенно начиналось покорение не только Дальнего Востока, но и дальше на запад вплоть до Уральских гор.

Всего по официальным данным с 1988 по 1991 год в СССР было ввезено 102 тысячи 229 японских автомобилей! Ошеломительный результат, но это было только начало.

Toyota Carina на выгрузке в порту, 1993 год
Toyota Carina на выгрузке в порту, 1993 год

Практически сразу перспективность и доходность нового вида бизнеса оценили всякого рода темные дельцы и бандиты, которые в условиях стагнации государства, действовали все более активно с каждым годом. Доходило дело до того, что автомобили не доходили даже до таможни, а изымались преступниками прямо в порту.

После распада страны, когда наступило лихолетье, целый регион некогда большой страны был предоставлен самому себе и именно импорт японских автомобилей и возникшая сопутствующая отрасль помогла выжить многим приморцам в то неспокойное время. Да и сейчас, даже с все более ужесточающимися законами, жители Дальнего Востока и Сибири не спешат отказываться от правого руля и я прекрасно понимаю почему)

Вот такое было время. Делитесь своей историей приобретения первых праворульных машин и ставьте лайки 👍 , если понравилась статья и подписывайтесь на канал. Спасибо)

Читайте также: Toyota Cresta - как начиналась японская "экспансия"