Найти тему
GAMESAW

Проблемы экранизации видеоигр

После выхода трейлера нового фильма по DOOM, хочется поразмыслить над проблемами экранизации видеоигр.

Пока бедного Руперта Френда брили наголо, пытаясь хоть как-то сделать похожим на сорок седьмого, все фанаты заочно похоронили фильм, как когда-то его предшественника 2007-го года. Как до этого было с «Бладрейн». Как до этого было с «Братьями Марио». Думаю, мысль вы уловили.

Ну, хоть с самоиронией у него всё хорошо. Кадр из его покадровой пародии на "Бладрейн 3", "Блюбарелла: Супервумен"
Ну, хоть с самоиронией у него всё хорошо. Кадр из его покадровой пародии на "Бладрейн 3", "Блюбарелла: Супервумен"

Бладрейн был упомянут не случайно. Видите ли, с именем знаменитого боксёра Уве Болла, к сожалению, или к счастью, связана почти половина всех когда-либо экранизированных видеоигр. Среди них есть множество как средних, так и откровенно ужасных фильмов. Это сильно испортило репутацию фильмов по играм, с чем индустрия не справился до сих пор.

Прямым рейсом из Германии отправляемся в Голливуд, штат Калифорния. Вспомним про «Смертельную битву». Она во многом осталась в памяти людей не только из-за раннего возраста просмотра и нечеловеческой харизмы актёров: люди снимали абсолютно дикий, виртуозный в своей трешовости экшн про боевые искусства, который не стесняется того, чем он является. Но это скорее исключение, нежели правило, так как с другой стороны нас ждёт целая армия ужасных фильмов: «Уличный Боец», все «ХитмЭны», и прочие «Кредо Убийцы» с «Максами Пейнами». Но попробуем разобраться: почему же никак не выйдет хоть бы один фильм по видеоигре, который понравится большинству фанатов и прессе?

Испания XV века из "Кредо Убийцы"... Наверное
Испания XV века из "Кредо Убийцы"... Наверное

Игры - единственный вид искусства, который может дать нам опыт участия. Поэтому, смотря на события игры, в которых вы поучаствовать не в силах, сразу же испытываешь навязчивое желание пропустить эту кат-сцену и уже начать играть. Ведь даже в играх с проработанным сюжетом, главное - это геймплей. Отсюда часто выходит и другая проблема: не всем играм нужна классическая трехактная структура сюжета, которая в ходу у кинопроизводителей массового кино. Стоит ли говорить, что сюжет классического «DOOM», был изложен несколькими предложениями. И даже не в самой игре, а в инструкции, идущей в комплекте с дискетой. Поскольку фильмы могут предоставить зрителю опыт лишь визуальный, то сама идея экранизации видеоигры совершенно не имеет никакого смысла.

Вы думали, что BFG значит "Big Fucking Gun"? Наивные, это "Bio Force Gun". А у фильма рейтинг R между прочим.
Вы думали, что BFG значит "Big Fucking Gun"? Наивные, это "Bio Force Gun". А у фильма рейтинг R между прочим.

Ну хорошо, вы хотите просто посмотреть на фильм по мотивам вашей любимой игры с известными актёрами, декорациями и графикой… Что? Любовная линия в фильме, где лысый наёмник убивает людей за деньги? Простите, вы в игру-то вообще играли?

И так случилось не потому, что создатели фильма не играли или хотя бы что-то слышали об игре - за такие ходы отвечает студия. Именно «указания сверху» часто ломают и без того сильно не подходящую трёхактную структуру, делая её просто уродливой. Перенесёмся в мир воображения и вернёмся к примеру с любовной линией. Подготавливая какой-то проект, люди, мыслящие совсем другими категориями, нежели рядовые зрители думают примерно так: добавив любовную линию, мы увеличим обхват аудитории, а это уже совершенно другие сборы. Но в итоге фанаты плюются, а аудитория, для которой вводилась эта любовная линия вообще не понимает, при чём здесь демоны, ад и прочее. Ни нашим, ни вашим.

Ну ладно, причём здесь какая-то дополнительная аудитория, кто наша целевая? Геймеры (ужасное слово). Какая-то кучка разновозрастных детин, которые тратят деньги и время на спасение виртуальных принцесс. Кажется, даже между экранизациями разных игр продюсеры разницы не видят. «Resident Evil», «Assasin's Creed» - им всё едино. Они видят аудиторию геймеров также, как и аудиторию какой-нибудь подростковой книжки про любовь и вампиров, меняя разве что пол целевой аудитории, но не её возраст. Но при этом аудитория эта явно сложнее, разношёрстнее и требует к себе более серьёзного и осмысленного подхода.

Конечно, речь не о всех: всегда остаются метафорические «школьники» в вакууме, которым налепи на продукт знак их любимой игры про шахты – и готово.

Отсюда и такой топорный, тупой подход к организации вообще всего, что связанно с грядущим фильмом. И это при том, что выход высокобюджетной игры даёт фору по продажам не только всем другим играм, но и фильмам, музыкальным альбомам и так далее. И эту аудиторию вы собираетесь игнорировать?

При этом, раз снимаются такие фильмы, люди в индустрии знают, что аудитория огромная, у неё есть деньги ходить на экранизации, но никаких попыток понять, чем нравится игра, за что её любят, кто и зачем в неё играет не предпринимается.

Выводы, как видите, неутешительны. Кажется, сделать хорошую экранизацию видеоигры практически невозможно. Несмотря на это, конвейер останавливаться не собирается. Может, когда-нибудь он случайно (а, может, и специально) выдаст тот недостижимый идеал. Сделаю даже маленькое предсказание: этот фильм будет связан с Нилом Бломкапом или Ильёй Найшуллером. Кто, если не они?