Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Местные жители называют этот удивительно красивый край "маленькая Швейцария"

Оглавление
"Маленькая Швейцария" фото из альбома ВОЛЖД "Бологое-Полоцкая - заповедная железная дорога", 2009г.
"Маленькая Швейцария" фото из альбома ВОЛЖД "Бологое-Полоцкая - заповедная железная дорога", 2009г.

Бологое-Полоцкая железная дорога на участке от Бологое до Великих Лук протянулась на юго-запад на 310 километров, пересекая при этом шесть районов Тверской области, убегая узкой полоской двух рельсовых нитей дальше на Псковскую землю. Когда мы говорим о Бологое-Полоцкой линии, прилагая к ней необычный эпитет "заповедная", то имеется ввиду не только сохранившаяся на ней аутентичная железнодорожная фактура , но и конечно же красота природы окружающей местности по которой она пролегла. Причем каждый перегон этой заповедной дороги примечателен именно своим каким-нибудь особенным уголком, как например огромное клюквенное болото Лебяжье в районе Горовастицы, воды селижаровского плёса знаменитого озера Селигер на приближении к Осташкову или живописнейшие разливы верховья реки Волги в Пено, открывающиеся взгляду проезжающим по железной дороге из окна поезда.

Вид с железнодорожного моста на 212 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец, октябрь 2014г. Фото: Дмитрий Соболев
Вид с железнодорожного моста на 212 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец, октябрь 2014г. Фото: Дмитрий Соболев

А вот лесные дали и взгорья в окрестностях Андреаполя местные жители зовут "маленькая Швейцария". На 212 км дистанции линии на перегоне Андреаполь-Торопец с моста на высокой насыпи взору пассажиров пригородного поезда открывается шикарный вид на красивое озеро Волчье, окруженное со всех сторон непроходимыми лесами. Особенно интересно смотреть на это место из кабины локомотива, когда взгляду открывается широкая лесная панорама с таинственным озером.

С высокой насыпи на мосту 212 км дистанции Бологое-Полоцкой линии локомотивной бригаде пригородного поезда №6694/6693 каждый раз открывается просто шикарный вид из окна тепловоза. Фото: Алексей Алексеев
С высокой насыпи на мосту 212 км дистанции Бологое-Полоцкой линии локомотивной бригаде пригородного поезда №6694/6693 каждый раз открывается просто шикарный вид из окна тепловоза. Фото: Алексей Алексеев

Как туда добраться?

Добраться до этих практически безлюдных мест непросто. Других столь надежных путей сообщения здесь нет, лишь железная дорога и курсирующая по ней всего раз в сутки одна пара пригородных поездов сообщением Великие Луки-Бологое. Ближайшая точка где останавливается здесь поезд - это пассажирская платформа остановочного пункта на 210 километре, бывший разъезд.

Карта-схема местонахождения железнодорожного моста на 212 км откуда открывается прекрасный вид на "маленькую Швейцарию"
Карта-схема местонахождения железнодорожного моста на 212 км откуда открывается прекрасный вид на "маленькую Швейцарию"

Близлежащие всё ещё жилые деревни Пашково и Зеленогороское стали сугубо дачными сезонными, зимой в них практически можно сказать нет жителей. В советское время здесь была промышленная узкоколейная железная дорога, а на разъезде шла перегрузка леса с узкой колеи на широкую.

На платформе остановочного пункта 210 км, бывший разъезд, июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев
На платформе остановочного пункта 210 км, бывший разъезд, июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев

В художественно-документальном фильме Алексея Вульфова "Бологое-Полоцкая" 1997г. это место нашло своё отражение в картине: нарушая тишину здешних мест своим громогласным возгласом гудка паровоз серии Л с грузовым поездом следует по мосту на 212 км. Кто не помнит или ещё не смотрел этот фильм "Бологое-Полоцкая" настоятельно рекомендую найти его на просторах YouTube и потратить всего 40 минут своего времени на его просмотр чтобы проникнуться духом этой уникальной и самобытной линии. Обещаю вы не пожалеете, фильм душевный получился. А после просмотра захочется даже посмотреть что-то ещё нечто подобное, но увы ничего подобного я припомнить не могу.

Снимок сделанный в 1996г. во время киносъёмок художественно-документально фильма режиссёра А.Б. Вульфова "Бологое-Полоцкая"
Снимок сделанный в 1996г. во время киносъёмок художественно-документально фильма режиссёра А.Б. Вульфова "Бологое-Полоцкая"

В моем фотоархиве нашлись уникальные снимки найденные когда-то мной на просторах сети этого места сделанные во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Взорванный при отступлении советскими войсками в 1941г. ж.д. мост на 212 км
Взорванный при отступлении советскими войсками в 1941г. ж.д. мост на 212 км
Продвигающиеся на северо-восток наступающие немецкие инженерные войска восстанавливают ж.д. мост на 212 км Бологое-Полоцкой линии
Продвигающиеся на северо-восток наступающие немецкие инженерные войска восстанавливают ж.д. мост на 212 км Бологое-Полоцкой линии
Снимок сделанный немецкими военными восстанавливаемого моста на 212 км Бологое-Полоцкой линии
Снимок сделанный немецкими военными восстанавливаемого моста на 212 км Бологое-Полоцкой линии
 Исполнительный чертеж моста на 199 версте (212 км) из альбома постройки типовых исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой линии, 1902-1906
Исполнительный чертеж моста на 199 версте (212 км) из альбома постройки типовых исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой линии, 1902-1906

Отличная идея для туристического маршрута

Я всё ещё не добрался до этим мест, мне приходилось видеть "маленькую Швейцарию" только мельком в поездках на работе из окна тепловоза. Поэтому есть очень сильное желание посетить её в этом году. Для этого планирую на автомобиле доехать из Осташкова до Торопца, а там пересесть на пригородный поезд №6694 Великие Луки-Осташков, доехав до ОП 210 км, и далее пройти пешком полтора километра в обратном направлении до ж.д. моста на 212 км. До обратного поезда №6693 на Великие Луки будет вполне достаточно пары часов времени чтобы успеть насладиться этим красивейшим местом, сделать серию снимков и даже устроить пикник. Идею поездки и как добраться до этих мест вам озвучил, возможно теперь у кого то ещё возникнет желание посетить эти места, причём даже опередив меня. А пока что предлагаю посмотреть те кадры которые мне удалось сделать на ходу поезда имея в своём распоряжении как обычно всего пару секунд в разное время года и разных погодных условиях.

"маленькая Швейцария"  дождливым летом в момент кратковременного прояснения, июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев
"маленькая Швейцария" дождливым летом в момент кратковременного прояснения, июль 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Хмурым пасмурным днём, июнь 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Хмурым пасмурным днём, июнь 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Утром перед обедом, июнь 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Утром перед обедом, июнь 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Зимние красоты "маленькой Швейцарии", 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Зимние красоты "маленькой Швейцарии", 2019г. Фото: Алексей Алексеев
 Вид с высокой железнодорожной насыпи на "маленькую Швейцарию", март 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Вид с высокой железнодорожной насыпи на "маленькую Швейцарию", март 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Тех остановка вагона-дефектоскопа с тепловозом ТЭМ2 на 212 км Бологое-Полоцкой ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Тех остановка вагона-дефектоскопа с тепловозом ТЭМ2 на 212 км Бологое-Полоцкой ж.д. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!