Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» — судно легендарное. Его изображение вы найдете на памятных монетах и почтовых марках, о нем сложены песни и сняты фильмы, а в магазинах продаются макеты для сборки. Вот уже без малого 100 лет великолепный парусник бороздит просторы мирового океана, из города в город, из порта в порт. И в каждом порту визит «Крузенштерна» непременно становится событием.
Знаменитая «летающая П-серия» больших парусников — винджаммеров (анг. «выжимателей ветра») была построена в Германии для морского сообщения между Европой и Чили, названия всех судов начинались с буквы П. Они успешно конкурировали с пароходами на дальних маршрутах: дешевая рабочая сила матросов и дармовой ветер пока еще выигрывали у технического прогресса.
Один из барков «П-серии» — «Падуя» — после Второй мировой войны перешел к Советскому Союзу в качестве репарации и стал называться «Крузенштерном».
Сегодня «Крузенштерн» — единственный барк «П-серии», который остается в строю. И уходить на пенсию не собирается. Более того, полон сил и даже не боится участвовать в кругосветных экспедициях.
На его борту проходят практику курсанты учебных заведений Росрыболовства, и три раза в год «Крузенштерн» отправляется бороздить просторы морей и океанов под полными парусами.
Навигация начинается обычно в марте—апреле, а осенью судно возвращается в Калининград на зимовку.
Романтика морских просторов... Наполненные ветром белоснежные паруса над головой, бескрайняя водная гладь, волнующие рассветы и сногсшибательные закаты на палубе, дух свободы и корабельный быт... Звучит заманчиво, правда? И все это на борту настоящего, исторического парусника.
Прочитанные в детстве книги не проходят бесследно и оставляют в душе куда более яркий след, чем фильмы про Джека Воробья. И если при виде рассекающего синее зеркало моря корабля у вас начинает учащенно биться сердце — не спешите предаваться унынию по поводу того, что родились не в то время и не в том месте. При наличии определенной суммы денег стать матросом «Крузенштерна» может каждый, на пару недель обменяв смартфон с интернетом на вахты и авралы. Да-да, мобильной связи и интернета на судне нет. Это полное отключение от информационного шума, социальных сетей, всего лишнего и мешающего. Только шум волн, искреннее общение с людьми, звучание ваших истинных мыслей. Узнайте себя настоящего.
Как это происходит?
Во время учебного рейса «Крузенштерна» вы, в составе группы таких же искателей романтики и приключений, присоединяетесь к экипажу судна на одну—две недели. Маршруты морских путешествий «Крузенштерна» разные, потому порт посадки и порт высадки зависит от конкретной экспедиции.
Что будем делать на судне?
Подниматься на мачты, чтобы потом стать полноправными участниками парусных авралов, учиться вязать морские узлы и соревноваться между собой в умении это делать, управлять вручную барком при помощи штурвала, лепить пельмени вместе с экипажем, слушать лекции, примерять гидрокостюмы и учиться эвакуироваться с судна, драить палубу и натирать до блеска медь. Побываем в машинном отделении, увидим, как парусных дел мастер управляется со всеми этими километрами ткани, будем участвовать в спартакиадах, включающих, конечно, и такую дисциплину, как перетягивание каната, будем… Да много чего будем, ведь вы теперь член команды «Крузенштерна».
Нужна ли физподготовка?
Вы на «Крузенштерне» — практиканты. Как и еще сотня курсантов. Разница лишь в том, что у них есть слово «надо», а у вас есть слово «хочу». Если вы чувствуете, что не готовы лезть на мачту, участвовать в соревнованиях по перетягиванию каната или в рабочих авралах, но очень хотите узнать, что это такое — провести неделю на одном из самых больших в мире парусников — езжайте. Вас никто не будет принуждать ни к чему. Но лезть на мачту — это не тяжело. И лучше все же максимально участвовать в жизни экипажа, иначе получите клеймо «туристы». Да и чем больше всего вы попробуете, тем ярче будут ваши впечатления.
Как будем размещаться?
В кубриках по 10—12 человек. По принципу: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Хотя и смежные кубрики возможны, все зависит от общего решения группы. Кровати в кубрике двухъярусные. Нижние полки занимают те, у кого на это есть весомые причины. Ну, или те, кто пошустрее :) Все как в обычной жизни.
А как мне лезть на мачты, если боюсь высоты?
Вам не кажется, что страх упасть на палубу с высоты 50-ти метров — это нормально? Все, друзья, боятся высоты. Кто-то просто может с ней совладать, а кому-то это сделать пока не удалось. Может, «Крузенштерн» — прекрасная возможность перебороть себя? В любом случае, никто насильно вас не заставит никуда лезть. И за все годы практики еще ни один человек не свалился с мачты. Ни один. И даже не повис на веревках страховочного пояса. Да-да, пояс при авралах обязателен, ведь безопасность на судне — приоритет №1.
Безопасна ли морская экспедиция?
Безопасность — главный приоритет «Крузенштерна». Задача капитана — обойти непогоду, а не бороться с ней. Не стоит забывать, что судна были построены для переходов через океаны, штормов они не боятся. Если же шторм разыгрался не на шутку, то парусник просто переждет на стоянке в ближайшей бухте.
А будут ли какие-то совершенно неожиданные активности?
Сюрпризов много. Правда зависят они обычно от погоды. Например, можно устроить шлюпочные гонки или купание в парусе. В специальном месте судно встает на якорь, и на воду спускается парус. Так получается «морской бассейн». Стоит обязательно в нем искупаться. Настоящая морская романтика!
Цена вопроса
Примерно 2300 евро с человека за 10 дней пребывания на судне.
Сюда надо прибавить стоимость авиабилетов до порта посадки и порта высадки, это будет за границей.
Где купить?
В Клубе путешествий тележурналиста Михаила Кожухова http://mktravelclub.ru