Решил поднять тему, посвященную теоретическим и практическим моментам осмотра транспортных средств. Нас будет интересовать осмотр в целях оценки ущерба, причиненного транспортному средству в результате тех или иных неблагоприятных событий
Начну издалека. А именно - с казуистики проблематики осмотра. Кто-то знает (слышал), а кто-то - не знает и для кого это, может, будет откровением, что для определения величины ущерба, полученного АМТС в результате того или иного неблагоприятного события (НС), необходимо привлечь специально обученного специалиста с соответствующим уровнем компетенций и полномочий - эксперта-оценщика. Дело в том, что в базе своей оценочная деятельность в РФ основывается среди прочего на Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ
<...>
Соответственно, выводы оценщика как третьего (и незаинтересованного в величине результатов оценки) лица и будут приниматься судом, если до него дойдет дело в споре о величине подлежащего возмещению ущерба. Результат работы оценщика - его отчет, необходимость которого также прописана в упомянутом законе.
Содержание отчета тоже регламентировано. А именно - федеральным стандартом оценки (ФСО). Всего на данный момент (2019г.) действующих ФСО, утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ насчитывается 13. Часть эта касается тех материалов, на основании которых оценщик в результате сделает выводы о денежной величине ущерба.
<...>
Однако, в принципиальных документах, регламентирующих оценку, нет ни слова о том, что эта самая оценка должна строится на результатах в том числе осмотра (в нашем случае - ТС). А результат осмотра - это заполненный и подписанный его участниками Акт осмотра и фотоматериал о повреждениях ТС.
То есть отсутствие четкой позиции в отношении актировки и фотофиксации представляется довольно существенным просчетом ФСО. К тому же, любая саморегулируемая организация оценщиков (СРО) в принципе может утвердить для своих участников-оценщиков любые внутренние стандарты и правила, даже в противоречии со здравым смыслом, но не вразрез с ФСО. Но, надо отдать им должное, подобная недоработка все-таки нивелируется судами в их практике по рассмотрению дел, в которых, в свою очередь, материалы осмотра играют существенную роль.
Однако, вернемся к нашей тематике - осмотру.
По тем же ФСО, на разных стадиях составления своего отчета, при возникновении необходимости, оценщик вправе привлекать иных специалистов, например, экспертов-техников, экспертов-трасологов, автотовароведов, диагностов и т.д. В современных реалиях львиная доля отчетов об оценке составляется для целей возмещения ущерба в результате разного рода ДТП и так называемых противоправных действий третьих лиц или стихийных бедствий (т.е. повреждения ТС, полученные не в результате ДТП).
<...>
Каждый автомобиль за весь свои жизненный цикл получил хотя бы одно повреждение (и даже не в результате естественного износа), которое можно со 100% уверенностью отнести к страховому событию (хоть каско, хоть ОСАГО) либо убытку, подлежащему возмещению по Гражданскому кодексу. И неважно, оформлялось ли это повреждение, заявлялось ли о нем в страховые компании, предъявлялись ли претензии о получении возмещения за него причинителю ущерба. Просто это жизненное наблюдение и логическое заключение. Так вот, представьте, что десятки миллионов автомобилей в нашей стране за 2019 год в среднем получают одно повреждение. А в течение нескольких лет таких повреждений становится больше. Какие-то из них устраняются, какие-то нет и накапливаются (а также наслаиваются) - это зависит от хозяина. Также повреждения появляются при самых различных обстоятельствах (в результате ДТП, воздействии природных явлений, противоправных действий третьих лиц умышленно или без умысла), в разные временные промежутки. Также сами повреждения могут быть различны по своему характеру. Вот это вот все, конечно, также учитывается и требует специальных технических познаний и навыков при проведении оценки. Такими познаниями, кроме оценщика, могут обладать эксперты-техники, как специалисты более узкого, чем оценщики, профиля. Как правило, они и привлекаются последними в помощь при решении вопросов выявления обстоятельств возникновения, наличия, фиксации, описания повреждений ТС. Также они могут привлекаться как квалифицированные исполнители для расчета затрат на восстановительный ремонт ТС. Как было упомянуто ранее, привлечение сторонних специалистов для оценки ФСО допускают.
О том, как и в рамках каких конкретно процедур проводится осмотр ТС рассмотрим в следующей части.
С полной версией статьи можно ознакомится в группах Ущерба.NET
вКонтакте или Одноклассниках.