Рассказ этот начну буквально "от печки" - о вещах со столетней историей. Идею интегрировать в современную жизнь крой и вещи наших прабабушек, в меру сил я реализовываю уже давно, а тут родилась мысль предложить отдекорировать разным художникам старинные душегреи , используя исконные техники (лоскут, игла, нитка) и устроить показ на весенней выставке в Союзе Художников. Меня поддержали знакомые дизайнеры одежды - Вика Васильева и Люба Бяльон, и вот что из этого вышло.
За основу взята традиционная мануфактурная душегрея конца XIX века уже из фабричной ткани. Хотелось представить её не в качестве объекта культурного наследия, а как незаслуженно забытую удобную и эффектную одежду, которая впишется в быт современной женщины,поэтому образы строились не подиумно-эпатажные, а живые).
На базовом образце остановились с подробным рассказом об истории, особенностях кроя и носки душегреи (в роли модели пришлось побывать мне).
Московский дизайнер Любовь Бяльон
отдекорировала свою душегрею в своей любимой японской технике сашико и боро (я предпочитаю использовать слова наших бабушек - штопка, заплатки, вышивка). В роли модели - автор. Замечу, что с "японской"отделкой, душегрея у Любушки получилась удивительно гармоничной!)
Виктория Васильева
замечательный мастер эко окраски (экопринта), пастельные элементы которого она органично вплела в оформление своего варианта душегреи, отбив тканью собственного окрашивания край карманов, периметр низа и полочек, а также спинку. Образ вышел нежный и плавный, как его автор - Виктория;). (Модель - Виктория Лунёва).
Я - Лиса (Лена Гармашева)
декорировала две душегреи. Первая душегрея - "Солнечная"
не только за показ, совпавший с днём весеннего солнцестояния и горчичный цвет шерстяной отделки и задних клинышек, расцветающих, при любом повороте торса, солнышком, но и солярные символы, появившиеся на месте множественных дырочек, оставленных временем. Край отбила вышивкой назад иголкой, она в отличии от плоской штопки дает фактуру и лентой из шерстяной ткани, с разбахромленным краем. Кстати, поймала себя на мысли, что в штопке бессознательно раскручиваю спираль противосолонь - к Творцу), туда, где отступает даже Хронос. Но со штопкой важно вовремя остановиться, или уж расшивать изделие целиком. Носить эту душегрею можно с отворотами или в классическом варианте с глухой застёжкой под шею.
("Солнечную" душегрею представляет Ольга Лахина).
Вторая душегрея
отдекорирована почти в монохроме и представлялась с сюрко "Монохромные сказки от Лисы", живущие на подоле своей обособленной жизнью (вышивка, аппликация по мотивам "отражений" Чурлёниса). Носятся сюрко на любые рубашки, свитера, платья - формируя новый образ из гардероба привычных вещей.
Кстати, Сюрко удобная и тоже необоснованно забытая форма одежды, ассоциирующаяся обычно со средневековыми рыцарями, доспехами и плащом-нарамником, хотя представляет из себя верхнее платье-тунику свободного кроя без рукавов и с заниженной проймой, не имевшее гендерной принадлежности, часто на меховом подкладе. Считается, что оно получило дальнейшее развитие в сюртуках от общей французской основы surtout , означавшей верхнюю одежду.
Длинное, традиционного прямого кроя почти безразмерное сюрко, может носится с поясом, декорировано съемным боковым карманом, эта идея продолжена в декоре душегреи: легко отстёгивающиеся навесные карманы на пуговицах, отдекорированы в технике многослойной прорезной лоскутной бахромы, позволяющей играть, как с узором, так и с цветом. В этой же технике сделана отделка воротничка и "броши". Низ отбит разбахромленной хлопчатобумажной тканью, создающей эффект кружев. Периметр душегреи вышит контурными "капельками" из хлопка.
("Монохромную" душегрею представляет Ольга Брегеда).
Как я и предполагала, используя одинаковые техники, нам удалось построить по-своему уникальные, не повторяющиеся образы, что в очередной раз подтверждает: хотите быть оригинальной - восходите к истокам и не бойтесь экспериментировать)))
Замечу, что душегея оказалась крайне удобной в носке - просто идеально сидящая спинка, на поясе фиксируется внутренним пояском, а край лифа таков, что прячет от чужих глаз любое изменение фигуры, сохраняя женственность облика - думаю это может стать находкой для беременных!) Кстати, носить её можно с любым платьем, юбкой или брюками.
Душегрея - душу греет! Тут не убавишь, не прибавишь - рекомендую)
#ЛИСточки
Фотографы: Михаил Пахотин и Андрей Морозов.