В 1938 матери будущей королевы Елизаветы II (тогда ещё юной принцессы) предстоял визит во Францию. Королева-консорт Елизавета должна была сопровождать своего супруга, Георга VI.
Кутюрье Норман Хартнелл (тот самый, который впоследствии будет одевать и Елизавету II, включая свадебное и коронационное платья) понимал, что на нём лежит огромная ответственность. Ведь на королеву будут устремлены все взгляды - тем более, что ехать предстояло в столицу моды! И он создал для неё превосходный гардероб, в котором было около тридцати нарядов. Узкие лаконичные платья и платья с пышными юбками-кринолинами, пальто, шляпки (которые делали эту невысокую леди повыше ростом), словом, всё!
И тут внезапный удар. За пять дней до начала поездки внезапно скончалась мать Елизаветы, графиня Стратмор. Визит отложили на несколько дней, двор погрузился в траур. Траур, разумеется, надела и королева. Многоцветный гардероб, созданный Хартнеллом, теперь был ни к чему. Но... И появляться во Франции в чёрном Елизавета не очень хотела. Ведь эта поездка должна была, что называется, укрепить дружеские отношения между двумя странами, особенно в такое сложное для Европы время. А чёрный цвет задал бы определённое, мрачное настроение...
И тогда Норман Хартнелл нашёл выход из положения – белый королевский траур! Именно он вспомнил о нём, а затем напомнил Елизавете о таком варианте. Она согласилась, и Хартнелл срочно принялся за работу.
За оставшееся время он создал новый гардероб, полностью белый. Как он писал, "шелка, атласы, бархат, сукно, тафта, тюль, шифон и кружева - всё должно быть абсолютно белым".
Королева Елизавета никогда не была иконой стиля. Но этот гардероб произвёл сенсацию! Тем более, что уехала он из Англии в чёрном, а во Франции появилась уже в белом. Изысканно, несколько театрально, но очень эффектно. И уместно!
Нередко встречается мнение, что этот белый гардероб возродил белый королевский траур в XX веке. Это не так - и в 1920-х, и в 1930-х его, бывало, надевали королевские особы. Но запомнился именно этот гардероб, созданный не ради похорон, а ради длительного официального визита. И дневные платья, и роскошные вечерние, и зонтики, и шляпы...
Как признавался впоследствии Кристиан Диор, "когда я пытаюсь представить себе что-нибудь особенно прекрасное, я вспоминаю те очаровательные наряды, которые господин Хартнелл создал для вашей прекрасной королевы, когда она навещала Париж".
Газеты рассматривали эти наряды по всех подробностях. А сама королева была так очарована этим гардеробом, что в 1939 г. с удовольствием позировала Сесилу Битону в воздушных нарядах от Хартнелла.
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!