(Inglourious Basterds, 2009, США)
То, с какой беспардонностью Тарантино троллит разного рода зануд, "ыкспертов" и заклёпочников от кинематографа, словами не передать - это надо видеть. Вот его герои добрых пять минут обсуждают, почему тактически безграмотно устраивать шпионскую явку в подвале, где легко угодить в западню, а вскоре мы видим приехавшего в Париж Гитлера, которого охраняют... всего-навсего два пехотинца! И неохраняемый кинотеатр, где, как сельди в бочке, тусуется вся верхушка Третьего рейха, сжигается дотла с помощью обычного окурка и вороха горючей кинопленки. После чего Второй мировой войне по версии Квентина Антоновича сразу наступает конец, а кто это сделал - молодец.
Или вот ещё один его зачетный троллинг. Диверсионно-карательная группа "ублюдков" нападает на немецкий патруль, расстреливает его почти весь, но трёх бойцов берет в плен. Перво-наперво для допроса, разумеется. Который обещает быть жестким, но Тарантино и здесь показывает кукиш тем, кто ждет от него ординарного развития событий. Потому что когда немецкий сержант вдруг наотрез отказывается выдавать своих товарищей даже под угрозой смерти и его в итоге забивают бейсбольной битой, это выглядит... хм... Ну да, настоящим героическим подвигом, а чем же ещё? И вот как хотите, так на это и реагируйте. А пока вы смущенно чешите репу, Тарантино в поте лица уже готовит вам новый подобный нежданчик.
И ведь забавно, но до самой финальной главы "Бесславных ублюдков" (всего они разбиты на пять больших глав) ничто не выдаёт того обстоятельства, что их действие разворачивается в альтернативной вселенной. Наличие гротескных и выдуманных персонажей? Или несуществующих исторических деталей, наподобие германской кинокартины "Гордость нации" и террористической операции «КИ́НО», нацеленной против командования рейха? Но для несерьезного художественного фильма такие допущения уместны. И лишь ближе к концу, когда всё срывается в кровавый треш, угар и пиротехнику, Тарантино отмачивает свою коронную шутку. И показывает не логически напрашивающуюся развязку в духе какой-нибудь "Операции "Валькирия", что примирила бы его сюжет с реальной хронологией событий, а буквально переписывает конец войны на своё усмотрение. Естественно, в столь же дерзкой манере, отчего у всех консервативных историков без чувства юмора волосы дыбом встали.
Сказывают, будто черновой вариант фильма длился аж три с лишним часа. Хотя и в окончательном виде он растянулся на два с половиной. И каждая из его глав вполне тянет на солидную получасовую короткометражку. Или на эпизод сериала, которым, по одной из промежуточных задумок Квентина, "Бесславные ублюдки" тоже могли бы стать.
Глава 1 " "Однажды в оккупированной Франции".
Начинается всё за три года до основных событий в доме одного фермера, куда прибывает с недружественным визитом Ганс Ланда, прозванный во Франции Охотником на евреев. В ходе витиеватого, но нескучного тарантиновского диалога - или, вернее, практически монолога, - Ланда заставляет хозяина сознаться, что тот прячет у себя в подполе еврейскую семью. Которую тут же не сходя с места расстреливают прямо через доски пола, и лишь 18-летней Шошанне удается в последний момент выскочить наружу и сбежать от Ганса живой.
Глава 2. «Бесславные ублюдки»
Три года спустя. Дабы внести в ряды противника ужас и смятение перед вторжением в Европу войск антигитлеровской коалиции, в тыл к немцам забрасывается карательный отряд, состоящий из одних евреев. Ими командует американский лейтенант Альдо Рейн, отъявленный головорез и ненавистник фашистов. Он быстро достигает поставленной задачи: вскоре "Ублюдки" становятся для Гитлера сущим кошмаром. И при помощи пуль, ножей, бейсбольной битвы и, конечно, своего главного оружия - тарантиновских диалогов, - начинают сокращать популяцию врагов едва ли не каждодневно.
Глава 3. "Немецкая ночь в Париже"
Выжившую в первой главе Шошанну теперь зовут Эмманюель и она - владелица парижского кинотеатра, доставшегося ей в наследство от покойной тёти. Но и тут ей нет от немцев покоя. В неё влюбляется германский солдат, рядовой Цоллер. А о нем, как выяснилось, даже снято кино "Гордость нации", ведь он герой войны, убивший когда-то в одиночку много-много американцев. Пытаясь произвести на Эмманюэль впечатление, Цоллер упрашивает самого Геббельса перенести грядущую премьеру данного фильма в её кинотеатр. А когда в это дело вмешивается ещё и Ганс Ланда, после обязательного тарантиновского диалога с ним в голове не узнанной Ландой, бывшей Шошанны зреет адский план мести.
Глава 4. Операция «КИ́НО»
Узнав, что скоро все крупнейшие фашистские шишки соберутся в парижском кинотеатре, британцы посылают во Францию своего шпиона Хикокса. Затем чтобы тот связался с "Ублюдками" и некой германской актрисой Бриджит, обязавшейся провести их всех на премьеру "Гордости нации". Однако в трактире, где они встретились, грянула заварушка со стрельбой и поножовщиной. Тарантиновские диалоги никому не помогли (скорее, наоборот), и Хикокс, а также все "ублюдки", кто владел немецким языком, пали смертью пьяных и храбрых. Тем не менее лейтенант Рейн полон решимости продолжать операцию. И заставляет выжившую Бриджит доставить к цели его самого и его людей, пусть даже они ни бельмеса по-немецки.
Глава 5. Месть крупным планом
Ну и, собственно, развязка обеих параллельных историй. Много-много тарантиновских диалогов, переходящих в дежурную тарантиновскую кровавую баню. Чей опять-таки типично тарантиновский финал окажется в меру неожиданным и хлёстким.
***
В общем, наверное, самый спорный из всех фильмов Квентина Антоновича. Особенно в России, где его хулиганский подход к отображению Второй мировой был многими элементарно не понят и поэтому воспринят неоднозначно. Как бы то ни было, некоторые маститые кинокритики включили "Бесславных ублюдков" в десятку лучших картин первого десятилетия 21 века, что тоже довольно красноречивый вердикт. А соглашаться с ними или нет, решать уже вам. Хотя в моем персональном рейтинге все три его последние работы (эта, "Джанго освобожденный" и "Омерзительная восьмерка") стоят примерно на одном уровне и существенной качественной разницы между ними я не вижу.