Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Бесславные ублюдки

Оглавление

(Inglourious Basterds, 2009, США)

Если в большинстве своих последних картин Брэд Питт просто уныло переигрывает, то у Тарантино он делает это душевно и с огоньком в глазах. Поэтому так уж и быть - " не баг, а фича" ©.
Если в большинстве своих последних картин Брэд Питт просто уныло переигрывает, то у Тарантино он делает это душевно и с огоньком в глазах. Поэтому так уж и быть - " не баг, а фича" ©.

То, с какой беспардонностью Тарантино троллит разного рода зануд, "ыкспертов" и заклёпочников от кинематографа, словами не передать - это надо видеть. Вот его герои добрых пять минут обсуждают, почему тактически безграмотно устраивать шпионскую явку в подвале, где легко угодить в западню, а вскоре мы видим приехавшего в Париж Гитлера, которого охраняют... всего-навсего два пехотинца! И неохраняемый кинотеатр, где, как сельди в бочке, тусуется вся верхушка Третьего рейха, сжигается дотла с помощью обычного окурка и вороха горючей кинопленки. После чего Второй мировой войне по версии Квентина Антоновича сразу наступает конец, а кто это сделал - молодец.
Или вот ещё один его зачетный троллинг. Диверсионно-карательная группа "ублюдков" нападает на немецкий патруль, расстреливает его почти весь, но трёх бойцов берет в плен. Перво-наперво для допроса, разумеется. Который обещает быть жестким, но Тарантино и здесь показывает кукиш тем, кто ждет от него ординарного развития событий. Потому что когда немецкий сержант вдруг наотрез отказывается выдавать своих товарищей даже под угрозой смерти и его в итоге забивают бейсбольной битой, это выглядит... хм... Ну да, настоящим героическим подвигом, а чем же ещё? И вот как хотите, так на это и реагируйте. А пока вы смущенно чешите репу, Тарантино в поте лица уже готовит вам новый подобный нежданчик.

Со штандартенфюрером Гансом Ландой (Кристоф Вальц)  Тарантино провернул тот же фокус, что и наша Татьяна Лиознова - с группенфюрером Мюллером в "17 мгновениях весны". То есть с помощью гениального актера накачал Зло таким обаянием, что оно стало едва ли не главным украшением фильма.
Со штандартенфюрером Гансом Ландой (Кристоф Вальц) Тарантино провернул тот же фокус, что и наша Татьяна Лиознова - с группенфюрером Мюллером в "17 мгновениях весны". То есть с помощью гениального актера накачал Зло таким обаянием, что оно стало едва ли не главным украшением фильма.

И ведь забавно, но до самой финальной главы "Бесславных ублюдков" (всего они разбиты на пять больших глав) ничто не выдаёт того обстоятельства, что их действие разворачивается в альтернативной вселенной. Наличие гротескных и выдуманных персонажей? Или несуществующих исторических деталей, наподобие германской кинокартины "Гордость нации" и террористической операции «КИ́НО», нацеленной против командования рейха? Но для несерьезного художественного фильма такие допущения уместны. И лишь ближе к концу, когда всё срывается в кровавый треш, угар и пиротехнику, Тарантино отмачивает свою коронную шутку. И показывает не логически напрашивающуюся развязку в духе какой-нибудь "Операции "Валькирия", что примирила бы его сюжет с реальной хронологией событий, а буквально переписывает конец войны на своё усмотрение. Естественно, в столь же дерзкой манере, отчего у всех консервативных историков без чувства юмора волосы дыбом встали.
Сказывают, будто черновой вариант фильма длился аж три с лишним часа. Хотя и в окончательном виде он растянулся на два с половиной. И каждая из его глав вполне тянет на солидную получасовую короткометражку. Или на эпизод сериала, которым, по одной из промежуточных задумок Квентина, "Бесславные ублюдки" тоже могли бы стать.

Как думаете, чем могут закончатся у Тарантино такие вот посиделки в кабаке дюжины человек с оружием?.. Правильно думаете.
Как думаете, чем могут закончатся у Тарантино такие вот посиделки в кабаке дюжины человек с оружием?.. Правильно думаете.

Глава 1 " "Однажды в оккупированной Франции".
Начинается всё за три года до основных событий в доме одного фермера, куда прибывает с недружественным визитом Ганс Ланда, прозванный во Франции Охотником на евреев. В ходе витиеватого, но нескучного тарантиновского диалога - или, вернее, практически монолога, - Ланда заставляет хозяина сознаться, что тот прячет у себя в подполе еврейскую семью. Которую тут же не сходя с места расстреливают прямо через доски пола, и лишь 18-летней Шошанне удается в последний момент выскочить наружу и сбежать от Ганса живой.

Глава 2. «Бесславные ублюдки»
Три года спустя. Дабы внести в ряды противника ужас и смятение перед вторжением в Европу войск антигитлеровской коалиции, в тыл к немцам забрасывается карательный отряд, состоящий из одних евреев. Ими командует американский лейтенант Альдо Рейн, отъявленный головорез и ненавистник фашистов. Он быстро достигает поставленной задачи: вскоре "Ублюдки" становятся для Гитлера сущим кошмаром. И при помощи пуль, ножей, бейсбольной битвы и, конечно, своего главного оружия - тарантиновских диалогов, - начинают сокращать популяцию врагов едва ли не каждодневно.

Глава 3. "Немецкая ночь в Париже"
Выжившую в первой главе Шошанну теперь зовут Эмманюель и она - владелица парижского кинотеатра, доставшегося ей в наследство от покойной тёти. Но и тут ей нет от немцев покоя. В неё влюбляется германский солдат, рядовой Цоллер. А о нем, как выяснилось, даже снято кино "Гордость нации", ведь он герой войны, убивший когда-то в одиночку много-много американцев. Пытаясь произвести на Эмманюэль впечатление, Цоллер упрашивает самого Геббельса перенести грядущую премьеру данного фильма в её кинотеатр. А когда в это дело вмешивается ещё и Ганс Ланда, после обязательного тарантиновского диалога с ним в голове не узнанной Ландой, бывшей Шошанны зреет адский план мести.

Гитлер - пожалуй, единственный персонаж, с чьим образом Тарантино вообще не заморачивался, а просто изобразил его в классическом карикатурном виде неврастеника с манией величия. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет?
Гитлер - пожалуй, единственный персонаж, с чьим образом Тарантино вообще не заморачивался, а просто изобразил его в классическом карикатурном виде неврастеника с манией величия. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет?

Глава 4. Операция «КИ́НО»
Узнав, что скоро все крупнейшие фашистские шишки соберутся в парижском кинотеатре, британцы посылают во Францию своего шпиона Хикокса. Затем чтобы тот связался с "Ублюдками" и некой германской актрисой Бриджит, обязавшейся провести их всех на премьеру "Гордости нации". Однако в трактире, где они встретились, грянула заварушка со стрельбой и поножовщиной. Тарантиновские диалоги никому не помогли (скорее, наоборот), и Хикокс, а также все "ублюдки", кто владел немецким языком, пали смертью пьяных и храбрых. Тем не менее лейтенант Рейн полон решимости продолжать операцию. И заставляет выжившую Бриджит доставить к цели его самого и его людей, пусть даже они ни бельмеса по-немецки.

Глава 5. Месть крупным планом
Ну и, собственно, развязка обеих параллельных историй. Много-много тарантиновских диалогов, переходящих в дежурную тарантиновскую кровавую баню. Чей опять-таки типично тарантиновский финал окажется в меру неожиданным и хлёстким.

***

В общем, наверное, самый спорный из всех фильмов Квентина Антоновича. Особенно в России, где его хулиганский подход к отображению Второй мировой был многими элементарно не понят и поэтому воспринят неоднозначно. Как бы то ни было, некоторые маститые кинокритики включили "Бесславных ублюдков" в десятку лучших картин первого десятилетия 21 века, что тоже довольно красноречивый вердикт. А соглашаться с ними или нет, решать уже вам. Хотя в моем персональном рейтинге все три его последние работы (эта, "Джанго освобожденный" и "Омерзительная восьмерка") стоят примерно на одном уровне и существенной качественной разницы между ними я не вижу.

Трейлер фильма: