Найти тему
Сотер

Эмоции — помеха бизнесу?

Оглавление

Бизнес vs. эмоции: совместимы ли эти понятия?

Со времён индустриализации и возникновения первой теории управления Фредерика Тейлора закрепилось устойчивое понятие о том, что каждый сотрудник предприятия — это винтик в большой системе и эмоциям не место на работе. Корпоративный мир нескольких последних лет демонстрирует нам иные тенденции.

В условиях быстро меняющейся жизни, преобладания конкуренции сервиса над конкуренцией товара, снижения уровня иерархичности компаний и роста числа горизонтальных коммуникаций трансформируется и представление об идеальном сотруднике. Теперь компании необходим не винтик, а свободная и инициативная личность — лидер, способный нести ответственность за принятие решений. В таких условиях эмоции становятся уникальным ресурсом сотрудника. Корпорации начинают конкурировать за лучших сотрудников, во главу угла ставятся забота о персонале и нематериальная мотивация. Организации стремятся сделать сотрудников как можно счастливее. Опыт крупных компаний Европы и США показывает, что одного общего интеллекта для достижения успеха недостаточно. Так возникла теория множественного интеллекта, а с ней и понятие об интеллекте эмоциональном. Говоря простым языком, эмоциональный интеллект — это способность наблюдать чувства и эмоции (свои и другого человека), различать их и использовать эту информацию для управления мыслями и действиями.

Последние нейрофизиологические исследования подтверждают тот факт, что без эмоций невозможно принимать какие-либо решения: именно отдел мозга, отвечающий за эмоции, подаёт окончательный сигнал в пользу определённого решения. Один из основоположников психологической экономической теории Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за доказательство того факта, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в том числе эмоции. Различные гуманитарные и естественные науки занимаются исследованием феномена человеческих эмоций. Эту идею популяризировал американский журналист Д. Гоулман, доказавший, что в реальной жизни именно эмоции несут ответственность за принятие решений, даже если человек считает, что принял решение, опираясь исключительно на логику. Он утверждает, что большая часть успеха, которую невозможно определить IQ-тестами, основана на совершенно других факторах, среди которых эмоциональный интеллект.

Чем же полезно предпринимателю развитие эмоционального интеллекта сотрудников?

Люди, обладающие эмоциональной компетентностью, способны выстраивать более крепкие межличностные отношения, легко справляются с переменами и находятся во внутриличностной гармонии. Повышение уровня эмоциональной компетентности сотрудников — это одна из возможностей увеличить эффективность работы в коллективе, улучшить групповую динамику, а следовательно и повысить конкурентоспособность. В иерархии организационных интересов следует отдавать предпочтение эмоциональной компетентности для настройки эффективного сотрудничества работников: найма, тренинговой деятельности, оценки качества, выработки системы поощрений. В условиях динамично развивающегося прогресса, трансфессионализма и организационного дискомфорта повышение эмоциональной компетентности будет способствовать росту удовлетворённости и радости от собственной работы.

Важность развития эмоциональной компетентности сложно переоценить. Это достаточно длительный процесс, включающий многие часы практической работы и огромное терпение. Возможно, поэтому, несмотря на растущий интерес к этой теме, тренинги по развитию эмоциональной компетентности пока не стали приоритетными для большинства бизнесменов: предприниматели предпочитают направлять бюджет на развитие более практичных навыков сотрудников. Очевидно, что нанимать на работу людей, опираясь только на уровень их эмоционального интеллекта, опрометчиво — о когнитивных способностях тоже не стоит забывать: именно они определяют наши возможности учиться новому и при необходимости помогают развить эмоциональный интеллект.

В целях повышения продуктивности, налаживания благоприятного эмоционального фона в коллективе, формирования гармоничных стратегий организационного взаимодействия развивайте эмоциональный интеллект. Этот навык приобретается на личном опыте, путём проб и ошибок. Ускорить развитие помогут личностные и фоновые тренинги, мастер-классы, нетворкинг и общение.