Найти в Дзене
Елена Черноярова

На весь Древний Рим было шесть полноценных женщин.

Я - почти серьёзно! :-) При отборе девочек-кандидаток в весталки (жрицы древнеримской богини домашнего очага Весты) одним из непреложных требований было италийское происхождение ОБОИХ родителей.
Для справки: в Древнем Риме (республиканском и имперском) у женщин, вообще-то, не было никакого "собственного" происхождения ни в каком смысле. Национальность, подданство/гражданство и социальная принадлежность лица женского пола определялась "по отцу" для незамужних и "по мужу" для замужних и вдовых.
То есть, "правильный выбор" даже кандидатки в весталки был настолько сверхважным делом, что при нём строго учитывалось даже то, чего "вообще как бы и нет в природе". А ещё шесть весталок Рима были единственными на весь колхоз женщинами, имевшими личные имена. У женщин в Древнем Риме "классического" периода не было личных имён (преноменов), только отчество (номен) и, если повезёт, "родовое прозвище" отца (когномен). В браке к преномену и когномену отца прибавлялись преномен и когномен мужа.
Если ко

Я - почти серьёзно! :-)

При отборе девочек-кандидаток в весталки (жрицы древнеримской богини домашнего очага Весты) одним из непреложных требований было италийское происхождение ОБОИХ родителей.
Для справки: в Древнем Риме (республиканском и имперском) у женщин, вообще-то, не было никакого "собственного" происхождения ни в каком смысле. Национальность, подданство/гражданство и социальная принадлежность лица женского пола определялась "по отцу" для незамужних и "по мужу" для замужних и вдовых.
То есть, "правильный выбор" даже кандидатки в весталки был настолько сверхважным делом, что при нём строго учитывалось даже то, чего "вообще как бы и нет в природе".

А ещё шесть весталок Рима были единственными на весь колхоз женщинами, имевшими личные имена. У женщин в Древнем Риме "классического" периода не было личных имён (преноменов), только отчество (номен) и, если повезёт, "родовое прозвище" отца (когномен). В браке к преномену и когномену отца прибавлялись преномен и когномен мужа.
Если кому в этом месте пришёл в голову логичный вопрос "А как же различали дочерей какого-нить Юлия, если их у него было больше одной?!", то ответ очевиден: по счёту. Юлия Старшая, Юлия Вторая (Третья... ну, сколько боги дадут... ) и Юлия Младшая. В семейном обиходе ещё могли различать "по приметам": Юлия Рыжая, Юлия Толстая и Юлия Хлебом-Не-Корми-Дай-Поговорить. Но это - сугубо для узкого домашнего обихода. Официально, публично - по счёту.
И, кстати, у рабов личные имена были...

Так вот, при "вступлении в должность" весталке давали личное имя. Правда, всем шести - одно и то же. Amata (Возлюбленная). Любовь, значицца, Юльевна. А так же Любовь Марковна, Любовь Лициньевна, Любовь Октавиановна, Любовь Клавдиевна и Любовь Тулиевна.
"Что не рожа - то Серожа.." 🤭
Но, тем не менее, это было вполне настоящее личное имя.
И к нему в придачу полагались такие нормальные права свободного человека и гражданина, как, например, право владеть собственностью и распоряжаться доходами (а их у храма Весты было изрядно). И право выступать в суде. Свидетельство весталки "весило" как свидетельство сенатора. А после 30 лет службы весталка выходила в отставку очень небедной и совершенно свободной женщиной, поскольку какие-либо права отцовской семьи от неё отрешались при вступлении в должность, опека Великого Понтифика заканчивалась с концом службы... а дурищ от такой жизни идти замуж и снова становиться "безымянной бабой Юлия" было немного. Хотя, говорят, бывали... любовь - реально страшная сила. :-)
Впрочем, и римляне мужского пола жениться на экс-весталках тоже не особо рвались. Считалось плохой приметой. Поскольку даже после официальной отставки весталка всё равно мыслилась, как "Вещь Бога/Эгрегора Рима", а античные боги, как известно - довольно ревнивые ребята.
Весталки бывшими не бывают. ;-)

Впрочем, если ты сам - некоторым образом почти что бог... и почти что Рим... император Марк Аврелий Гелиогабал вот женился на весталке... причём - не отставной, а действующей... но там дело было совсем не про любовь... точнее - про очень большую, пылкую и бескомпромиссную любовь Гелиогабала к себе самому, богоравному... так что смело можно сказать, что "было, но не считается!". 🤗

Николай Николаевич Ге. Эскиз к ненаписанной картине "Любовь весталки". Кончится там всё очень плохо.
Николай Николаевич Ге. Эскиз к ненаписанной картине "Любовь весталки". Кончится там всё очень плохо.

Не удивительно, что институт весталок "в силе и славе" просуществовал в Риме ажно до конца четвёртого века нашей эры, и только с полным и окончательным принятием христианства как единственной государственной религии при Феодосии Великом сперва был закрыт сам храм, а через три года официально сложила с себя полномочия и обратилась в христианство последняя Vestalis Maxima Коэлия Конкордия.
Но даже после этого весталки не стали "гонимым и запретным тёмным наследием языческой дикости". Богатый опыт работы пригодился для формирования культа Девы Марии и института "христовых невест".

А казалось бы - мелочь какая... кто там у девочки мама... 😜
Прошло уже почти 2000 лет, а память о весталках в Италии остаётся "живее всех живых".

Автор картины - итальянский художник Alfio Presotto. Очень любит рисовать "мадонн с младенцами" в чертовски узнаваемых белых туниках и головных накидках/повязках (infula). ;-)

-2