Найти тему
Стальная история

АЗЛК 2144 «Истра» - вариатор, пневмоподвеска и мотор на рапсе, в конце 80-х.

Пока Советский Союз уже начинал понемногу разваливаться, на столичном заводе АЗЛК вовсю кипела работа. Кроме выпуска серийного седана Москвич 2140 и совершенно новой модели с индексом «2141», конструкторы работали над машиной, которая должна была встать на конвейер через 15 лет.

Этот автомобиль – АЗЛК 2144 «Истра». Я считаю его самым впечатляющим из всех проектов московского предприятия.

Иллюстрация perevozki-stolitsa.ru
Иллюстрация perevozki-stolitsa.ru

Зачем он понадобился?

Всё началось в 1985 году. Именно тогда собралась группа из бюро экспериментальных работ, которая посвятила себя работе над проектом «Истра». Возглавил её инженер-конструктор Александр Куликов. Именно он и предложил название для машины.

Заказ поступил от партии в рамках проекта «Автомобиль 2000 года». Правительство предлагало работникам заводов пофантазировать над машиной, которая выехала бы на дорогу спустя десятилетие, или даже больше.

Иллюстрация dtcar.ru
Иллюстрация dtcar.ru

На АЗЛК предложение приняли всерьёз и решили по-настоящему удивительный проект для тех лет.

Чем поражала «Истра»?

Кроме странного дизайна без углов, у машины было всего две двери, поднимавшиеся вверх. К тому же, они настолько широкие, что пассажиры заднего ряда легко попадали в салон, не отодвигая передние сиденья.

Мотор Elsbett, который приводил Москвич-2144 в движение, работал на дизельном топливе, получаемом из рапсового масла. Но мог спокойно переварить и керосин с бензином.

Иллюстрация draw.razfill.ru
Иллюстрация draw.razfill.ru

«Истру» планировали оснастить подвеской с пневматикой, чтобы она могла подстраиваться под различные дорожные условия и менять клиренс от 140 до 240 мм. НПО «Красная звезда» разрабатывало для машины систему климат-контроля, а другое предприятие взялось за оригинальные шины.

Уже в те годы, седан должен был получить ABS и преднатяжители ремней, с подушками безопасности. Но это только вершина айсберга. Под ней скрывается сканер переднего обзора, которые должен был первым замечать препятствия в тёмное время суток и сигнализировать водителю.

Иллюстрация forma.ltd
Иллюстрация forma.ltd

Была у АЗЛК-2144 и своя система самодиагностики, которая не просто моргала лампочкой после поломки, а сообщала, где именно неисправность, и как её устранить. В конце концов, механическую коробку передач заменили на вариатор.

Что с ней случилось?

Работы над проектом шли до 1993 года. Затем, деньги окончательно закончились, и макет отправился в музей, а завод начал клепать «монстров», вроде «Ивана Калиты» или «Дуэта».

Иллюстрация nevsedoma.com.ua
Иллюстрация nevsedoma.com.ua

Рекомендую:

УАЗ-3972 – сменщик «Буханки», который должен был встать на конвейер в 1993 году.

ВАЗ 2151 «Новая классика» – автомобиль, который должен был сменить «четвёрку» 17 лет назад.

ИЖ-19 – смелый проект ижевских конструкторов, желающих догнать западный автопром.

Стальная история - это новый канал про автомобили прошлого. Ищу самые интересные факты про машины былых времён, и рассказываю их здесь!