Пока Советский Союз уже начинал понемногу разваливаться, на столичном заводе АЗЛК вовсю кипела работа. Кроме выпуска серийного седана Москвич 2140 и совершенно новой модели с индексом «2141», конструкторы работали над машиной, которая должна была встать на конвейер через 15 лет.
Этот автомобиль – АЗЛК 2144 «Истра». Я считаю его самым впечатляющим из всех проектов московского предприятия.
Зачем он понадобился?
Всё началось в 1985 году. Именно тогда собралась группа из бюро экспериментальных работ, которая посвятила себя работе над проектом «Истра». Возглавил её инженер-конструктор Александр Куликов. Именно он и предложил название для машины.
Заказ поступил от партии в рамках проекта «Автомобиль 2000 года». Правительство предлагало работникам заводов пофантазировать над машиной, которая выехала бы на дорогу спустя десятилетие, или даже больше.
На АЗЛК предложение приняли всерьёз и решили по-настоящему удивительный проект для тех лет.
Чем поражала «Истра»?
Кроме странного дизайна без углов, у машины было всего две двери, поднимавшиеся вверх. К тому же, они настолько широкие, что пассажиры заднего ряда легко попадали в салон, не отодвигая передние сиденья.
Мотор Elsbett, который приводил Москвич-2144 в движение, работал на дизельном топливе, получаемом из рапсового масла. Но мог спокойно переварить и керосин с бензином.
«Истру» планировали оснастить подвеской с пневматикой, чтобы она могла подстраиваться под различные дорожные условия и менять клиренс от 140 до 240 мм. НПО «Красная звезда» разрабатывало для машины систему климат-контроля, а другое предприятие взялось за оригинальные шины.
Уже в те годы, седан должен был получить ABS и преднатяжители ремней, с подушками безопасности. Но это только вершина айсберга. Под ней скрывается сканер переднего обзора, которые должен был первым замечать препятствия в тёмное время суток и сигнализировать водителю.
Была у АЗЛК-2144 и своя система самодиагностики, которая не просто моргала лампочкой после поломки, а сообщала, где именно неисправность, и как её устранить. В конце концов, механическую коробку передач заменили на вариатор.
Что с ней случилось?
Работы над проектом шли до 1993 года. Затем, деньги окончательно закончились, и макет отправился в музей, а завод начал клепать «монстров», вроде «Ивана Калиты» или «Дуэта».
Рекомендую:
УАЗ-3972 – сменщик «Буханки», который должен был встать на конвейер в 1993 году.
ВАЗ 2151 «Новая классика» – автомобиль, который должен был сменить «четвёрку» 17 лет назад.
ИЖ-19 – смелый проект ижевских конструкторов, желающих догнать западный автопром.
Стальная история - это новый канал про автомобили прошлого. Ищу самые интересные факты про машины былых времён, и рассказываю их здесь!