Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Жестокая оплеуха советским ПВО. Матиас Руст и его посадка на Красной площади

28 мая 1987 года советским ПВО была нанесена самая жестокая оплеуха за все время существования СССР. Около храма Василия Блаженного, на Васильевском спуске совершил посадку самолет «Сессна-172», которым управлял молодой немец Матиас Руст.

Если бы этого полета не было, то тем, кто хотел бы обезглавить советские вооруженные силы, стоило бы его придумать. Потому что почти сразу полетели головы высших военачальников. Были отправлены в отставку министр обороны Сергей Соколов, главнокомандующий ПВО Александр Колдунов, еще около 300 офицеров, занимающих ответственные посты. Два офицера: Иван Карпец, бывший в тот день оперативным дежурным в Таллинской дивизии войск ПВО и Вячеслав Черных, дежуривший по радиотехнической бригаде, получили реальные сроки, став «козлами отпущения».

Стоит ли оценивать этот полет, как безобидную шалость? В истории его пытаются оставить именно таким – шалостью молодого немца, показавшей, что советская ПВО насквозь дырявая. Это было сильно не так, и сейчас высказывается логичное мнение, что полет Руста был продуманной провокацией со стороны западных спецслужб с самым высоким прикрытием в Кремле.

-2

Ведь фактически полет Руста позволил:

- Найти повод для масштабной зачистки вооруженных сил. У нас любят говорить о том, что «чистка» 1937 года обескровила советские вооруженные силы. Так вот, «чистка» 1987 года убрала из армии гораздо более толковых специалистов. Разве, что была не такой жесткой, как в 1937-м. Всего лишь в отставку отправляли

- Дискредитировать систему ПВО и в целом оборонительную систему страны в глазах граждан СССР и всего мира. Ведь у нас постоянно говорили, что «граница на замке», а оказалось, что она представляет собой проходной двор

- Усилить антисоветские настроения общества. К стремительно пустевшим полкам магазинов добавилась возможность еще громче говорить о том, что «такая армия, в таком количестве» нам совершенно не нужна, раз она пропустила полет какого-то там самолета до Красной площади.

Намного позднее, генерал-полковник Леонид Ивашов рассказывал, что незадолго до полета министр обороны Соколов докладывал Горбачеву о работе системы ПВО. Выходя от него, Соколов забыл ряд секретных документов, в том числе важную карту. На следующий день, когда он попросил ее вернуть, Горбачев ответил, что где карта не помнит. Впрочем, надо понимать, что это рассказ не лично Соколова, а совсем другого человека, со слухов. То есть, одна из многих конспирологических теорий.

-3

По факту же Руст был обнаружен сразу, еще на приближении к береговой черте в Прибалтике. А дальше была цепь случайностей. Руста наблюдали на локаторах наблюдения, его видели зенитчики, но команды на уничтожение цели им не отдали.

Потом его потеряли на стыке зон ответственности двух соединений ПВО, после чего пытаясь установить, что это за нарушитель, решили, что это не самолет, а плотная стая птиц. Дальше Руст долетел до зоны ответственности ПВО Московского округа. Причем прилетел туда так удачно, что попал на экраны локаторов как раз в то время, когда менялся код системы госопознавания. В воздухе кроме Руста находились несколько советских самолетов, на которых не успели быстро поменять код. И тогда была отдана команда присвоить всем истребителям признак «Свой». Заодно его присвоили и самолету Руста.

Дальше он попал в зону ответственности других локаторов, но его самолет опять приняли за другую, находящуюся в воздухе машину. На этот раз – вертолет. Потом его сняли с сопровождения как метеорологический объект, ведь предыдущие системы ПВО не докладывали, что через всю страну летит нарушитель.

В общем, все закончилось тем, что цепь каких-то очень продуманных случайностей, приправленных обыкновенным раздолбайством, привела к тому, что вечером Матиас Руст покрутился над Красной площадью и пошел на посадку на Васильевском спуске. А потом начался большой «разбор полетов», закончившийся отставками военных.

А в СССР с тех пор рассказывали анекдот:

"Армянское радио спросили:
- Почему на Красной площади нельзя курить?
- Потому что на аэродромах не курят"