Новым главам регионов от оппозиции, к которым относится и глава Хакасии, куда сложнее удерживать социально-политическую устойчивость территории, нежели губернаторам-технократам.
19rus.info на минувшей неделе обнародовало результаты очередного рейтинга региональной устойчивости. Напомним, Хакасия в феврале не выбралась из группы регионов, устойчивость которых оценивается как слабая. Обратим внимание, что республика в эту незавидную группу попала еще при прежнем руководстве.
Подрыв устойчивости: кому или чему Хакасия скажет "спасибо"
Фонд «Петербургская политика», составивший рейтинг, пошел дальше и по просьбе «Ведомостей» сопоставил показатели устойчивости регионов до и после новых назначений.
В большинстве регионов, куда были назначены губернаторы новой формации (их также называют молодыми технократами, назначения начались с осени 2016 г.), показатели социально-политической устойчивости не изменились или даже оказались хуже, чем при предшественниках.
«Петербургская политика» много лет выпускает ежемесячный рейтинг социально-политической устойчивости регионов. Это исследование, в частности, показывает, насколько политическая конструкция в субъекте Федерации способна урегулировать возникающие внутренние противоречия, насколько регион генерирует внутри себя социальные и политические риски и способен ли с ними справляться, поясняет руководитель фонда Михаил Виноградов.
За точку отсчета был взят показатель устойчивости региона за полгода до назначения каждого нового губернатора, так как обычно по мере приближения отставки предыдущего руководителя ситуация в субъекте становится менее стабильной, отмечает эксперт.
Федералы, дайте поработать: кто диктует Хакасии свои представления о прекрасном
При этом один из худших результатов - у выигравших выборы оппозиционеров. Это Владимирская область, во главе которой встал Владимир Сипягин, Хабаровский край, где выиграл еще один либерал-демократ Сергей Фургал, и Хакасия, которую возглавил коммунист Валентин Коновалов.
«В целом, эксперимент с технократами, если вообще этот термин можно употреблять, не провалился и не выстрелил. Все остается примерно так, как было, симметрично общим вызовам, которые стоят перед регионами.
Что касается глав регионов от оппозиции, им сложнее, потому что, казалось бы, федеральный центр должен отойти в сторону, дать им возможность себя проявить, проявить наверняка негативно, потому что все-таки многие из кандидатов от оппозиции были чисто техническими кандидатами и сами себе не очень представляли, что могут в принципе прийти к власти, они не для этого шли на выборы - скорее это была часть договорняков с властью. И сейчас, казалось бы, время расступиться, дать им себя проявить и дискредитировать, но этого не делается. Наоборот, мы видим кампании против Сипягина во Владимирской области, против Коновалова в Хакасии, явно не без поддержки федералов, есть желание отомстить им за их внезапный успех здесь и сейчас. Поэтому, естественно, им приходится сталкиваться и с собственной неготовностью, некомпетентностью, и с сюрпризами, которые будут идти от федералов и оппонентов.
Но все-таки Россия - страна с исторически очень федеральной повесткой. Мы видим, что регионы вообще не появляются по серьезным поводам в выпусках телевизионных новостей. И все-таки психологическое желание, чтобы регионы не мешали, не болтались под ногами, не усложняли картину мира, конечно, у части федерального истеблишмента есть. В то время как всерьез заниматься проблемами губернаторов - это значит брать политическую ответственность на себя, отвлекаясь от геополитики и прочих исторических дел. Поэтому иногда проще губернаторов поменять или оставить все как есть, нежели диктовать регионам свои представления о прекрасном, которых часто у федералов по отношению к конкретному региону может и не быть», - приводит слова Bfm.ru Михаила Виноградова.
По его мнению, «новая практика назначения губернаторов не обрушивает систему, но и не создает какой-то большой добавленной стоимости». Новые губернаторы, как правило, не становятся «сильными аллергенами для населения» и «эффект от замены губернатора, который надоел, срабатывает».