В этом выпуске я бы хотел обозначить источники или основания для нового мышления, необходимость в котором не только созрела, но и обрела какой-то мистический ореол, развеить который наша задача.
Все намного проще, чем кажется. Любое сложное объяснение не выдерживает приверку на принцип "бритва Оккама", поскольку сложные решения прячут проблемы от ясного понимания. Простые решения перекладывают ее решение на других людей, позволяя проблемам мутировать во что-то другое. А потому мы пойдем своим, матричным путем, для начала поднимимся над проблемой, включим режим "озарения", и попробуем разглядеть многообразие мышлений и новых измерений.
Начнем с привычного логического мышления, которое помогает нам быть убедительным и уверенным в своих решениях. Несомненно "чистый разум", только логикой не ограничен, на помощь приходит воображение, а также готовность открываться чему-то новому. Это мышление возможно в режиме гордого одиночества, но на этом виды и режимы мышления только начинаются!!
Мысль переходящая в действие (мыследействие) - прекрасная иллюстрация силы мысли и прагматического мышления, "подумать - сделать - получить результат", а также вриативности поведения "сделать подругому - получить результат - оценить отклонение" и сделать по-другому, но теперь иначе. И наконец, технологическое мышление, делать и действовать одновременно.
Но на результатах мышление не заканчивается, и вот здесь появляется уже социальная часть мышления, которое происходить о взаимодействии с другими людьми, которые становятся источником знаний, соучастниками и ключевым условием для разрешения противоречия.
Нужно попробовать исследовать каждый из этих стилей мышления и соответствующие приемы, чтобы подойти к решениям на уровне разрешения противоречий. Как вычислить этот элемент, который принадлежит совершенно новому уровню мышления или иному измерению? Это вопрос вопросов, в этом заключается секрет гениальности: думать не так, как другие, и видеть по-другому, не так как все. Быть первым, предвидеть то, чего еще нет. Примером могут служить упражнения из развивающей практики, направленные на совершенствование какого-то одного качества, предполагая улучшение только по одному направлению деятельности.
Как вычислить новый элемент? Для решения этого вопроса можно прибегнуть к силе самой матрицы «3х3» и описать его матричным способом. Поскольку речь идет о мастерстве владения матричным методом мышления, то это будет комбинация уникальных человеческих способностей, которые можно развить, практикуя матричный метод.
Итак, способности в области мышления: организация мышления, визуализация мышления и экспериментирование. Взятые вместе, эти три способности дают возможность видеть жизненные ситуации и поиск решений на другом уровне, понимать причины, правильно формулировать, генерировать качественные альтернативы, но главное при этом — находить новые возможности и задействовать силы для их решения.
Организация
Первое — это порядок мышления, определяющий, что есть на входе процесса мышления и что на выходе. Второе — это взаимосвязи между элементами или группами элементов, даже такими специфическими, как хаос или случайность. Как художник использует несколько красок и цветов, так и любую жизненную ситуацию можно обрисовать семью цветами и разобрать на части.
Именно различие решений потребует различий в направлениях приложения усилий по решению конкретной проблемы. Одна и та же задача может решаться по-разному в зависимости от приоритета и внутреннего содержания. Решается для вида или прикрытия, для исследования влияния на другие элементы системы или формально, просто, чтобы решить, ничего личного, это как работа за зарплату. До тех пор, пока проблема пробок, например, не станет персональной проблемой чиновника и госслужащего, решать ее будет некому и в то же время «решать» ее будут постоянно. Это другой уровень действий. Пока люди, наделенные властью, будут проезжать по своим правилам, решения не будет. Возможно, рисунки или визуализация мышления подтолкнут к ассоциациям и раскроют новые измерения по-новому, но это будет лишь началом, включением нового измерения в мышлении.
Визуализация
Первое — это наглядность и образность. Второе — метафоричность и возможность представить себе разные аналогии, где, с одной стороны, проявляются различия, с другой — находятся главные закономерности. Конечно, гиперболы или другие метафоры могут привнести некую красоту или глубину, загадку или перспективу в изучение разных измерений. Матричный метод позволяет расписать и увидеть сложные ситуации и сценарии их развития во всем потенциальном разнообразии.
Открытость и дополняемость системы создают возможность для сохранения актуальности метода, пополнение набора его инструментов и приемов, а также для развития самого метода.
Именно открытость позволяет иметь доступ к новым знаниям и новой информации. Мышление как бы выходит из этого метода и распространяется на другие объекты, когда мы говорим о взаимодействии с людьми в рамках матричного метода. Открытость также способствует признанию ошибок и работе над ними для самосовершенствования. Неудачи в делах — это всегда неудачи в мышлении, а не в действиях. Так или иначе, анализ, моделирование ситуации, план действий, сопротивление изменениям и развитие ситуации можно собрать и предусмотреть в матричном методе.
Эксперимент
Эксперимент является еще одним важным качеством матричного мышления. Матрица легко встраивается в действия, делая их разнообразными и обеспечивая таким образом неразрывную связь между мышлением и действиями. Ее двухсторонняя направленность — от мышления к действию и обратно к мышлению — позволяет осмысливать и рефлексировать опыт. Можно также отдельно построить матрицу для эксперимента любого вида: полевого или лабораторного, библиотечного или социального. Моделирование как отражение в матрице сущности изучаемых явлений и процессов позволяет проводить мысленный эксперимент задолго до получения фактических результатов.
Например, при решении проблемы пробок можно собрать матрицу проблем. Так, каждый из жителей города и водителей воспринимает эту проблему по-разному. Для одних — это затраченное время в пути, для других — риск и аварийность, для третьих — утомительность поездки, для четвертых — невозможность припарковаться в нужном месте. Пятым пробки дают плодородную почву для бизнеса, а шестым, наоборот, препятствуют ведению дел и т. д. Поэтому решения будут по-разному восприниматься и должны быть задействованы разные логические уровни. Здесь надо отметить, что системные изменения для решения проблемы пробок будут вызывать сопротивление в самой системе, несмотря на то, что пробки — это объективное зло для всего общества. Так матрица изменений и входящая в нее матрица сопротивления изменениям помогут увидеть многогранность этого явления.