Главный источник пропитания для современного человека – это, конечно же, продуктовый магазин. Ассортимент товаров в супермаркетах сейчас радует глаз – жаль только, что кошелек не всегда с ним солидарен.
Но даже если глаза с кошельком все же достигли консенсуса и покупка свершилась, при внимательном рассмотрении ее дома мнение может резко поменяться.
Нередко за красивыми упаковками продуктов скрывается серьезный подвох: качество содержимого не оправдывает возлагаемых на него ожиданий.
Если продавец или изготовитель нарушают требования к качеству продуктов, закон предусматривает для них достаточно серьезные санкции – это и полное возмещение ущерба, причиненного потребителю, и взыскание повышенной неустойки, а дополнительным бонусом для обманутого покупателя идет компенсация морального вреда.
Все это, конечно, очень красиво выглядит – но на бумаге, до той поры, пока не придется на деле столкнуться с применением этих санкций.
Закон не ограничивает потребителя в сумме компенсации морального вреда: просить можно сколько угодно – хоть миллион рублей. На размере госпошлины это все равно никак не отражается, тем более что иски потребителей на сумму до миллиона рублей освобождены от ее уплаты.
Но не стоит рассчитывать, что в российском суде реально удастся получить столь баснословные суммы в качестве морального вреда.
В зарубежной судебной практике можно встретить достаточно много примеров решений с гигантскими цифрами, взысканными в пользу потребителя.
К сожалению, нашим судам до этого еще далеко: даже судья Верховного суда В. Момотов в одном из прошлогодних выступлений признал, что наши суды в вопросах морального вреда еще не вышли из советского прошлого.
Во сколько же оценивают судьи моральный вред потребителей в случае продажи им некачественного продукта?
Судя по опубликованным для общего доступа решениям размеры морального вреда варьируются достаточно широко: от 100 рублей до 50 тысяч. Найти примеры взыскания морального вреда в большем размере, честно говоря, не удалось.
Определяя размер компенсации, судья учитывает все обстоятельства дела: какой ущерб понес потребитель, насколько опасным было нарушение, повлекло ли оно какие-то пагубные последствия или нет.
Меньше всего платят за «просрочку». Так, женщина пожаловалась в суд на то, что в супермаркете ей продали куриные яйца с истекшим сроком годности. Продавец добровольно заменил товар на свежий, но вот моральный вред 25 тысяч рублей платить отказался.
Суд все это учел и уменьшил компенсацию в 100 раз – взыскал только 250 рублей морального вреда (смоленский мировой судья, дело № 2 -374/2016-3).
За некачественную тушенку покупателю удалось получить больше, не ненамного: за несоответствие заявленному на банке ГОСТу суд взыскал с производителя 1000 рублей морального вреда (мировой судья Архангельской области, дело № 2-4120/2017).
В тех случаях, когда некачественный продукт повлек нарушение здоровья покупателя, суды взыскивают уже намного больше. Например, за отравление некачественной шаурмой мужчине постановили выплатить 50 тысяч рублей в счет морального вреда (салехардский суд, дело № 2-333/2017).
Хотя, конечно, в нынешних условиях это все же далеко не те деньги, которые действительно могут компенсировать вред, причиненный организму некачественным продуктом.
Проблема в том, что у судов нет обязательной методики оценки величины морального вреда и руководствуются они исключительно собственным убеждением и сложившимися стереотипами. Так что пока, к сожалению, ожидать справедливых денежных компенсаций за некачественные продукты не приходится.