Найти в Дзене
АйТи блог

Умный город: мировой опыт

Оглавление

Приобщимся к зарубежному опыту и познакомимся с одной из иностранных концепций умного города. Чем она отличается от того, что уже функционирует в России и что ещё только предстоит внедрить?

Привычный типовой подход к управлению городом заключается в решении каждой городской задачи по отдельности. Для каждой системы создаётся своя выделенная инфраструктура, и смежным системам информацию от нее получить трудновато. Из-за этого расходы и усилия увеличиваются, управлять всей структурой и масштабировать её становится сложнее.

Комплексный подход эффективнее.

А сделать это помогает интернет — Internet of Everything, в котором физические устройства и объекты подключаются друг к другу и к сети для интеллектуального принятия решений на основе полученных данных. Эти технологии выдерживают самые экстремальные условия, а все задействованные системы просты в обслуживании. Экосистема IoE работает быстро, надёжно, безопасно и позволяет передавать любой необходимый объём данных.

Как это сделано

Решения вендора создают беспроводную инфраструктуру, включающую городской Wi-Fi, городскую ИТ-инфраструктуру (ЦОДД, транспортная сеть), инфраструктуру сбора и хранения информации (для интеграции используются открытые интерфейсы), интеллектуальную транспортную систему, видеоаналитику, сенсорную аналитику для проработки корреляции событий и сервисы для горожан (инфокиоски, решения для рекламы и так далее). А управление осуществляется из ситуационного центра.

-2

Покрытие инфраструктуры зависит от конкретных потребностей сервиса. Архитектурно она состоит из устройств Wi-Fi и RF Mesh. Оператором выступает системный интегратор умных городских сервисов, городское ИТ или оператор управляемых услуг.

Владелец такой инфраструктуры — город (это не означает, что сеть покупает город; в зависимости от бизнес-модели город может покупать услугу, владеть частью инфраструктуры, может использоваться ГЧП).

На уровне улицы архитектура включает точки беспроводного доступа и уличные коммутаторы, на уровне города — коммутаторы ядра сети, а на уровне ЦОД — контроллер БЛВС, коммутаторы ЦОД, межсетевой экран, интернет-шлюз и серверы и системы хранения данных, отвечающие за виртуализацию.

Городской мозг

Важный сценарий применения такого решения — управление дорожными инцидентами. Информацию собирают датчики, встроенные в дорожное полотно или размещённые на мачтах уличного освещения, и система видеонаблюдения для визуального контроля. Это позволяет оперативно собирать информацию о состоянии дорожного движения, ускоряет обнаружение и классификацию инцидента и время реакции на него. Простои автомобилей снижаются на 27%, остановки на светофорах — на 18%, что ведёт к уменьшению расхода топлива на 10%. Снижается острота транспортных проблем, а экологическая ситуация улучшается.

-3

Комплексное решение для города управляет и парковками. Для этого используют датчики наличия автомобиля, видеокамеры со встроенной аналитикой и платёжные терминалы. Информация о наличии свободных мест поступает быстро, парковочные платежи контролируются городом, и в целом выстраивается эффективная система организации парковочного пространства.

Эффект налицо: поступления в городской бюджет увеличиваются
в 3 раза.

Время поиска парковки снижается на 3 минуты, это уменьшает выбросы CO2 на 481 тонну в день. Экологическая ситуация улучшается и повышает уровень комфорта и качества жизни.

Свет

Уличным освещением также стоит управлять. Для такой системы применяются модули управления освещением и сетевая инфраструктура для удаленного управления и мониторинга (RF Mesh или PLC). Контроль освещения улучшается, управление становится гибким, при этом стоимость внедрения системы низка. Достигается и дополнительная экономия средств за счёт снижения потерь на электроэнергию с 36% до 9% и повышения оперативности исправления аварий — время отключения снижается на целых 70%.

Решение хорошо внедрять и на остановках общественного транспорта.

Систему формируют табло с расписанием движения, информационная панель с экстренной связью с полицией, датчики мониторинга окружающей среды, устройства видеонаблюдения и WiFi. Работу транспорта на линии теперь можно планировать: информация о количестве людей на остановке оперативно поступает в ситуационный центр.

Также быстро получается информация о фактах вандализма и нарушения общественного порядка. А окупается система благодаря размещаемой здесь же рекламе.

Для сценария безопасного города, аэропорта и вокзала это решение тоже подойдет. Видеокамеры со встроенной аналитикой, подключенные к проводной сети, дополнены единой системой оперативной связи и специальными приложениями, соединяя различные службы, средства связи и данные в единое коммуникационное поле. Таким образом координируются их действия, предотвращаются или вовремя идентифицируются и обнаруживаются правонарушения. Город становится действительно безопаснее: уровень преступности снижается на 30%!

Мусор

Вывоз мусора - ещё одна важная область применения комплексного городского решения. Система строится из датчиков в мусорных баках и сетевой инфраструктуры для удаленного управления и мониторинга. Вывоз мусора может осуществляться по необходимости, контролируются возможные возгорания, и в целом происходит переход на новый высококачественный сервис.

Решение помогает улучшить в городе состояние окружающей среды. Как и в других вариантах применения, используются датчики мониторинга окружающей среды и сетевая инфраструктура для удаленного управления и мониторинга, чтобы вести сбор данных для анализа текущей ситуации и построения прогнозов.

Все эти интеллектуальные системы в целом позволяют создать дополнительные рабочие места, инициируют создание нового бизнеса и экономят бюджет.

Мария Ажнина

Автор Блога АйТи