Найти тему

Авторы фильма «Человек, который удивил всех» – о трансгендерности, Сибири и работе в паре

Российский фильм «Человек, который удивил всех» рассказывает о сибирском егере Егоре (Евгений Цыганов). Простой деревенский уклад его семьи меняется, когда Егору ставят смертельный диагноз. Жить ему осталось всего пару месяцев. Бороться с болезнью он будет по принципу старой притчи о селезне, который превращением в утку обманывает смерть. Только вместо уточки Егор решает стать женщиной.

Авторов картины Наталью Меркулову и Алексея Чупова зритель знает по их вызывающему дебюту «Интимные места» и написанным сценариям к картинам «Салют-7» и трилогии «Гоголь».

Фото предоставлено Натальей Меркуловой
Фото предоставлено Натальей Меркуловой

«Человек, который удивил всех» стал единственным представителем России на Венецианском кинофестивале. Актриса, исполнившая роль жены главного героя (Наталья Кудряшова) получила приз за лучшую женскую роль в программе «Горизонты». В настоящее время картина совершает турне по крупнейшим мировым кинофестивалям.

– Как возникла идея столь нетипичной для России картины?

Наталья: Историю про человека, который заболел онкологией и решил так бороться с болезнью, я услышала еще будучи в Сибири. Мне ее рассказывали, как реальный феномен лечения. Однажды я рассказала о ней Леше и он ответил:  «Какого черта мы еще не написали сценарий?»

– Местом действия вы выбрали Сибирь, чтобы воссоздать оригинальную историю?

Н: Ездить на Байкал было бы слишком затратно для бюджета. Мы снимали под Тверью, где искали различные кусочки Сибири. Наша история могла произойти где угодно, но уверенно я себя чувствовала именно на сибирской земле. Я сама жила в глухой  деревне в Иркутской области и наш дом стоял у леса. Именно там могло зародиться нечто такое, где живет и жизнь, и смерть, и рай, и ад.

– У «Интимных мест»  есть хоть какое-то сходство с «Человеком, который удивил всех»?

Н: Наша дебютная работа была наглой. Нам нужно было появиться в индустрии и показать себя. Когда у нас спрашивали, хотели ли мы просто выпендриться, мы отвечали: «Ну, не без этого!» (смеется). «Человек, который удивил всех» наполнен воспоминаниями, обрывками, чувствами – это личный опыт, который вырос в личный фильм.

Алексей: Второй фильм, прежде всего, отличается главными героями. В первом это были городские жители, а во втором – деревенские. Это большое отличие.

– У вас очень много времени занял поиск продюсера. Почему?

Алексей: Об этом сценарии знали практически все продюсеры, которые занимаются авторским кино, потому что мы представили его на питчинге проектов в «Кинотавре» еще в 2014 году. Было много встреч, но никто за него не взялся. У каждого были свои причины для отказа. Мы уже потеряли надежду. Но вот, спустя несколько лет, сценарий попал в руки к Кате Филипповой. Она получила под него государственное финансирование, поддержку от совета Европы. В результате у нас появилось 3 страны со-продюсера: Россия, Франция, Эстония. Впоследствии мы получили грант от румынского киноинститута.

– Как проходит ваша работа в паре на съемочной площадке?

А: Наталья, в первую очередь, режиссер. Сценарная же нагрузка в основном на мне.

Н: Он единственный человек, который пытается сохранить спокойствие на площадке.

А: Наташа же умеет командовать. Может сказать: «Вот эта река течет на юг, давайте через 3 часа она будет течь на север». Я таким талантом не обладаю, я…

Н: Идешь со всеми копать на север. (смеется)

А: Я подхожу к группе, которая стоит в оцепенении  и говорю: «Давайте посмотрим, можно ли это сделать». Каждый раз выясняется, что можно. 
Н: Для меня очень важно иметь настоящего соратника по вкусу и чутью, которому доверяешь.

– Давайте поговорим об актерском составе. Наталью Кудряшову вы знаете по совместной работе над «Салют-7»?

А: На этом проекте мы вообще не пересекались, она запомнилась нам по студенческим короткометражкам. На премьере фильма «Пионеры-герои», который она срежиссировала, мы увидели ее в большой кинороли. После просмотра я говорю Наташе: “Почему они не снимают Кудряшову? Это ведь такое актерское явление!” Когда у нас появилась возможность экранизировать сценарий «Человек, который удивил всех», мы сразу подумали о ней.

– Евгений Цыганов был таким же очевидным выбором?

Н: Совсем нет, но после большого кастинга мы удивились, как ошибались насчет него. Мы с Лешей долго говорили о том, какой он нервный, сложный, из какой субстанции состоит. Хотелось достать его грусть, трепетность, нежность.

– В фильме Евгений превращается в женщину. Неужели смерти можно было избежать лишь так?

Н: Речь идет не об изменении пола, а об изменении личности. Он перестает мыслить, как мужчина и начинает мыслить, как женщина. Дальше уже происходит трансформация на уровне ДНК. Это сложное перерождение, путь с массой препятствий. Путь, который герой должен пройти, иначе волшебства не произойдет.

– Можно ли сказать, что ваш фильм о вопросе трансгендерности?

Н: Я скажу так: наш фильм выходит за рамки интересов радужного сообщества. Это не гей-муви. Никуда нельзя спрятаться от такого визуального кода, как платье на мужчине, который нас отсылает к определенной субкультуре. Мы не хотели на этом зацикливаться, не хотели делать агрессивную женственность: красить его, надевать парик. Ограничились лишь платьем, туфлями на каблуке. Это то, что нужно было герою на пути к перерождению. Когда только разгорелась кампания #metoo в Америке, Женя говорил о том, что ощутил себя женщиной, которая надевает платье и чувствует себя голой, уязвленной.

А: Сразу будто становишься объектом харрасмента.

Н: Просто самим фактом существования платья на тебе! Это очень интересный взгляд именно со стороны мужчины.

– Это можно интерпретировать как месседж для мужчин?

А: Идеи написать табличку «Внимание: посыл» и повесить – не было. Мы так не делаем, нам неинтересно. Если люди после этого фильма почувствуют хрупкость окружающих людей, проникнутся гуманизмом...

Н: Или хотя бы не станут судить по первому впечатлению. Смогут понять, что у каждого из нас есть право на молчание, на тайну.

А: Если это произойдет, значит фильм выполнит общественную функцию.

– «Человек, который удивил всех» стал единственным российским фильмом, попавшем в программу венецианского кинофестиваля. Для вас это стало неожиданностью?

Н: Это было полной неожиданностью! Никто не сообщал, что мы единственные. Нам прислали официальную бумагу, в которой было сказано, что программа «горизонты» рада пригласить нас в конкурс. Мы должны были 2 месяца никому ничего не говорить по регламенту фестиваля и были уверены, что будут еще российские картины.

– Уже известно о продвижении картины за рубеж?

Н : Известно, что прокат будет во Франции, Эстонии, Беларуси.

А: Несколько дней назад на фестивале в Пинъяо наш фильм получил приз зрительских симпатий, то есть судили китайские зрители. Так что мы надеемся, что после этого фильмом заинтересуется китайский прокатчик.

– Все же вам ближе делать кино «не для всех», а не условный сценарий к трилогии «Гоголя»?

Н: Ну что сказать… любим!

А: Это очень приятное занятие. Только за это приятное занятие всегда кому-то приходится платить и часто очень трудно найти людей, которые согласятся это делать с удовольствием.

Автор текста: Полина Резникова (812times.com)