Российский фильм «Человек, который удивил всех» рассказывает о сибирском егере Егоре (Евгений Цыганов). Простой деревенский уклад его семьи меняется, когда Егору ставят смертельный диагноз. Жить ему осталось всего пару месяцев. Бороться с болезнью он будет по принципу старой притчи о селезне, который превращением в утку обманывает смерть. Только вместо уточки Егор решает стать женщиной.
Авторов картины Наталью Меркулову и Алексея Чупова зритель знает по их вызывающему дебюту «Интимные места» и написанным сценариям к картинам «Салют-7» и трилогии «Гоголь».
«Человек, который удивил всех» стал единственным представителем России на Венецианском кинофестивале. Актриса, исполнившая роль жены главного героя (Наталья Кудряшова) получила приз за лучшую женскую роль в программе «Горизонты». В настоящее время картина совершает турне по крупнейшим мировым кинофестивалям.
– Как возникла идея столь нетипичной для России картины?
Наталья: Историю про человека, который заболел онкологией и решил так бороться с болезнью, я услышала еще будучи в Сибири. Мне ее рассказывали, как реальный феномен лечения. Однажды я рассказала о ней Леше и он ответил: «Какого черта мы еще не написали сценарий?»
– Местом действия вы выбрали Сибирь, чтобы воссоздать оригинальную историю?
Н: Ездить на Байкал было бы слишком затратно для бюджета. Мы снимали под Тверью, где искали различные кусочки Сибири. Наша история могла произойти где угодно, но уверенно я себя чувствовала именно на сибирской земле. Я сама жила в глухой деревне в Иркутской области и наш дом стоял у леса. Именно там могло зародиться нечто такое, где живет и жизнь, и смерть, и рай, и ад.
– У «Интимных мест» есть хоть какое-то сходство с «Человеком, который удивил всех»?
Н: Наша дебютная работа была наглой. Нам нужно было появиться в индустрии и показать себя. Когда у нас спрашивали, хотели ли мы просто выпендриться, мы отвечали: «Ну, не без этого!» (смеется). «Человек, который удивил всех» наполнен воспоминаниями, обрывками, чувствами – это личный опыт, который вырос в личный фильм.
Алексей: Второй фильм, прежде всего, отличается главными героями. В первом это были городские жители, а во втором – деревенские. Это большое отличие.
– У вас очень много времени занял поиск продюсера. Почему?
Алексей: Об этом сценарии знали практически все продюсеры, которые занимаются авторским кино, потому что мы представили его на питчинге проектов в «Кинотавре» еще в 2014 году. Было много встреч, но никто за него не взялся. У каждого были свои причины для отказа. Мы уже потеряли надежду. Но вот, спустя несколько лет, сценарий попал в руки к Кате Филипповой. Она получила под него государственное финансирование, поддержку от совета Европы. В результате у нас появилось 3 страны со-продюсера: Россия, Франция, Эстония. Впоследствии мы получили грант от румынского киноинститута.
– Как проходит ваша работа в паре на съемочной площадке?
А: Наталья, в первую очередь, режиссер. Сценарная же нагрузка в основном на мне.
Н: Он единственный человек, который пытается сохранить спокойствие на площадке.
А: Наташа же умеет командовать. Может сказать: «Вот эта река течет на юг, давайте через 3 часа она будет течь на север». Я таким талантом не обладаю, я…
Н: Идешь со всеми копать на север. (смеется)
А: Я подхожу к группе, которая стоит в оцепенении и говорю: «Давайте посмотрим, можно ли это сделать». Каждый раз выясняется, что можно. Н: Для меня очень важно иметь настоящего соратника по вкусу и чутью, которому доверяешь.
– Давайте поговорим об актерском составе. Наталью Кудряшову вы знаете по совместной работе над «Салют-7»?
А: На этом проекте мы вообще не пересекались, она запомнилась нам по студенческим короткометражкам. На премьере фильма «Пионеры-герои», который она срежиссировала, мы увидели ее в большой кинороли. После просмотра я говорю Наташе: “Почему они не снимают Кудряшову? Это ведь такое актерское явление!” Когда у нас появилась возможность экранизировать сценарий «Человек, который удивил всех», мы сразу подумали о ней.
– Евгений Цыганов был таким же очевидным выбором?
Н: Совсем нет, но после большого кастинга мы удивились, как ошибались насчет него. Мы с Лешей долго говорили о том, какой он нервный, сложный, из какой субстанции состоит. Хотелось достать его грусть, трепетность, нежность.
– В фильме Евгений превращается в женщину. Неужели смерти можно было избежать лишь так?
Н: Речь идет не об изменении пола, а об изменении личности. Он перестает мыслить, как мужчина и начинает мыслить, как женщина. Дальше уже происходит трансформация на уровне ДНК. Это сложное перерождение, путь с массой препятствий. Путь, который герой должен пройти, иначе волшебства не произойдет.
– Можно ли сказать, что ваш фильм о вопросе трансгендерности?
Н: Я скажу так: наш фильм выходит за рамки интересов радужного сообщества. Это не гей-муви. Никуда нельзя спрятаться от такого визуального кода, как платье на мужчине, который нас отсылает к определенной субкультуре. Мы не хотели на этом зацикливаться, не хотели делать агрессивную женственность: красить его, надевать парик. Ограничились лишь платьем, туфлями на каблуке. Это то, что нужно было герою на пути к перерождению. Когда только разгорелась кампания #metoo в Америке, Женя говорил о том, что ощутил себя женщиной, которая надевает платье и чувствует себя голой, уязвленной.
А: Сразу будто становишься объектом харрасмента.
Н: Просто самим фактом существования платья на тебе! Это очень интересный взгляд именно со стороны мужчины.
– Это можно интерпретировать как месседж для мужчин?
А: Идеи написать табличку «Внимание: посыл» и повесить – не было. Мы так не делаем, нам неинтересно. Если люди после этого фильма почувствуют хрупкость окружающих людей, проникнутся гуманизмом...
Н: Или хотя бы не станут судить по первому впечатлению. Смогут понять, что у каждого из нас есть право на молчание, на тайну.
А: Если это произойдет, значит фильм выполнит общественную функцию.
– «Человек, который удивил всех» стал единственным российским фильмом, попавшем в программу венецианского кинофестиваля. Для вас это стало неожиданностью?
Н: Это было полной неожиданностью! Никто не сообщал, что мы единственные. Нам прислали официальную бумагу, в которой было сказано, что программа «горизонты» рада пригласить нас в конкурс. Мы должны были 2 месяца никому ничего не говорить по регламенту фестиваля и были уверены, что будут еще российские картины.
– Уже известно о продвижении картины за рубеж?
Н : Известно, что прокат будет во Франции, Эстонии, Беларуси.
А: Несколько дней назад на фестивале в Пинъяо наш фильм получил приз зрительских симпатий, то есть судили китайские зрители. Так что мы надеемся, что после этого фильмом заинтересуется китайский прокатчик.
– Все же вам ближе делать кино «не для всех», а не условный сценарий к трилогии «Гоголя»?
Н: Ну что сказать… любим!
А: Это очень приятное занятие. Только за это приятное занятие всегда кому-то приходится платить и часто очень трудно найти людей, которые согласятся это делать с удовольствием.
Автор текста: Полина Резникова (812times.com)