Перевод статьи Art Owned by Businesses: The Changing Role of Corporate Art Collections
Сравниваете ли вы себя с кем-то? Себя, свою семью, свою работу, свою страну, окружающее вас пространство. Со знакомыми или незнакомыми - людьми из соцсетей, абстрактными жителями других стран, о которых пишут или говорят в СМИ. От этого сложно удержаться, правда? Но - сравнивая, можно найти и точки для роста.Сегодня расскажем про то, как «у них». Как в Америке менялось отношение людей к искусству в офисах с 50х годов прошлого века и по настоящий момент.
Меняющаяся роль корпоративных коллекций
С 50-х годов прошлого века коллекционированием искусства, с подачи Дэвида Рокфеллера, занимались преимущественно банки. Но время, когда коллекция формировалась исходя из, преимущественно, вкусов руководителя и хранилась в закрытом от глаз сотрудников и других людей месте, прошло.
Фотография коллекции банка Deutche Bank, источник
Искусство, которое взаимодействует с клиентами компании
В 70-х годах фокус стал меняться. Приобретение коллекций стало частью PR-стратегии. В помощь нанимают арт-консультантов, чтобы коллекция соответствовала бренду компании и оставалась актуальной даже при смене руководства.
Затем бизнес постепенно осознал, что лучший способ применения коллекций - это использование их в интерьере организации.
Также искусство становилось темой для начала разговора с клиентами, способом показать, что у компании есть вкус. Инвестиции в трендовых художников стали признаком динамичной компании. А сотрудничество с молодыми художниками - способом обратить внимание на филантропическую сторону бизнеса.
Коллекция оказывающей финансовые услуги компании UBS, источник
Улучшение мотивации и продуктивности сотрудников
В последние десятилетия, создавая и пополняя коллекции искусства, компании ставят перед собой другие цели. Они стали покупать искусство не для того, чтобы произвести впечатление на клиентов, а чтобы мотивировать своих сотрудников. Искусство помогает компаниям привлекать новые таланты и сокращать текучесть кадров.
Искусство повышает продуктивность сотрудников на 17%.
64% сотрудников подтвердили, что искусствo положительно влияет на их рабочую мотивацию и ощущение благополучия.
Проводилось много исследований на тему влияния искусства на степень удовлетворенности сотрудников своей работой. Результаты исследования Школы психологии при университете в г.Эксетер (Англия) показали, что искусство повышает продуктивность сотрудников на 17%. А по результатам исследования Бизнес-школы имени Джона Касса 64% сотрудников подтвердили, что присутствие искусства в интерьере рабочего пространства положительно влияет на их рабочую мотивацию и ощущение благополучия.
Прошло время, когда приобрести коллекцию искусства можно было только инвестируя миллионы долларов в покупку картин. Покупка сменилась арендой произведений искусства - теперь не нужно быть миллионером, чтобы приобрести несколько картин для своей компании. Галереи, которые передают картины в аренду, дают возможность экспонировать искусство в офисе в течение оговоренного периода времени. Благодаря большому выбору можно отобрать картины как именитых авторов, так и малоизвестных начинающих художников.
Цена аренды зависит от стоимости картин, их количества и срока аренды. Многие галереи также предлагают услугу ротации картин внутри компании. Это позволяет поддерживать ощущение новизны, стремления компании быть в тренде, любопытство и мотивацию сотрудников.
И этому даже есть научное объяснение. Нейробиолог Арацелли Камарго считает, что если окружение не меняется, то со временем оно перестает стимулировать мозговую деятельность. Кроме того, благодаря периодической ротации произведений искусства, офис визуально выглядит интереснее. Благодаря небольшим изменениям в экспозиции, у людей создается ощущение, что компания постоянно развивается.
Картина из коллекции финансовой корпорации JP Morgan Chase, источник
Резюме
Коллекционирование искусства компаниями сильно изменилось с тех пор, как Дэвид Рокфеллер купил первую картину. Сегодня инвестиции компаний в искусство - это совместная выгода. Искусство помогает компаниям развивать отношения со своими клиентами, повышать продуктивность и мотивацию своих сотрудников, и укреплять свой имидж.
А где мы?
США прошли путь от коллекционирования произведений именитых авторов владельцами крупнейших финансовых компаний до тренда на аренду картин в офисы среднего бизнеса.Россия сейчас находится в самом начале этого пути. И у нас он явно будет свой. Покупка или аренда искусства? Влияет ли искусство на рабочее пространство? Что думают об этом клиенты и сотрудники компании? Нам еще предстоит написать эту историю.