У бизнеса есть одно неоспоримое преимущество перед государственными структурами: выбор сотрудников. Если в бизнес-структурах руководители обычно принимают участие в подборе кадров, формируя команду в соответствии со стоящими задачами и собственным подходом к работе, то на госслужбе, как в армии, приходится иметь дело «с тем, что дают».
Особенно это стало актуально с тех пор, как новых сотрудников стали набирать по конкурсу. Люди, которые сами стремятся попасть на такую работу – думаю, вы представляете себе, какого рода в большинстве своем эти работники. Конечно, начиная с определенного уровня начальники способны влиять на кадровые решения, но до этого еще надо дорасти.
Как говорил один мой коллега: «Ты можешь обучить бойца, можешь заставить других исполнять его обязанности или можешь выполнять их сам – выбор всегда за тобой, других-то бойцов тебе никто не пришлет». За время работы в «Водоканале», а потом и в Комитете по строительству мне приходилось использовать все три этих подхода. И могу с уверенностью сказать: что бы ни утверждали демагоги, далеко не всех можно обучить хорошо исполнять свою работу. Невозможно научить взрослого человека думать, если жизнь его этому не научила. А остальные два варианта – ни что иное, как наказание невиновных. Никто ведь не нанимается для того, чтобы работать «за себя и за того парня».
Поэтому тем, у кого есть право и возможность выбирать себе подчиненных, надо очень тщательно к этому подходить. Кадровая ошибка – одна из самых серьезных потерь, и пока она не устранена, она наносит ущерб по всем направлениям, до которых может дотянуться. Речь не только о прямых материальных затратах на этого человека. Плохой сотрудник разрушает бизнес-процессы, привнося в них все возможные виды потерь по TPS. Он отнимает время и деньги коллег, портит настрой команды и репутацию компании.
Всегда надо помнить правило: то, что ты не можешь прямо сейчас найти правильного сотрудника, не повод содержать неправильного! Это выбор между отсутствием пользы и причинением ущерба!
Хотя, конечно, выбор каждый делает сам.
Оглянитесь по сторонам и спросите себя: не совершили ли вы в последнее время пару-тройку кадровых ошибок? А если совершили – не пора ли их устранить?