Всё в трудовом процессе невероятным образом регламентировано: от графика и отчетности до внешнего вида. Индивидуальность, которая есть у каждого, оказывается жутко зажатой в эти рамки. Шагу ступить самостоятельно невозможно! Отсюда депрессии, неудовлетворенность, апатия и т. д.
В отличие от других офисных профессий, продавцы рекламы более свободны в перемещениях, но это самая расстрельная позиция. Пока ты приносишь деньги, ты хорош и молодец. Как только начинаются проблемы с планом (который, кстати, если ты выполняешь и, не дай бог, перевыполняешь, всегда только увеличивается), то тебе уже подыскивают замену. Едва наступает кризис, большинство рекламодателей тут же сокращает расходы на рекламу. Что делать? Постоянно увеличивать число потенциальных клиентов.
В какой-то момент стало ясно, что управляться со всеми невозможно. Времени не хватало уже не только на личные встречи, но и на звонки. А клиента только оставь на минуточку — он тут же забудет, куда нести бюджет. Тогда и родилась идея писать письма всем одновременно, скрытой копией. А это было время бурного расцвета спама, поэтому письмо, не обращенное конкретному лицу, это лицо читать ни за что не станет! Однако, поскольку все адресаты до этого уже получали мои индивидуальные письма, которые разительно отличались от традиционной деловой стилистики вольностью изложения (хотя и с абсолютным соблюдением рамок приличия), была надежда, что отправления не отправятся в корзину сразу. Но для этого нужно было чем-то зацепить читателя в первых двух-трех строчках. И желательно потом еще в следующих двадцати или на полутора страницах. Чем дольше адресат с тобой (письмом) и при этом — с положительными эмоциями, тем надежнее у него откладывается где-то в подкорке название издания и твое имя. Это означает, что при необходимости очередного рекламного размещения он по крайней мере о вас вспомнит.
Найти баланс между текстом, не относящимся к работе, но удерживающим читателя, и собственно самим предложением — это важная часть делового письма. Но не главная.
САМОЕ ВАЖНОЕ — ОШЕЛОМИТЬ ЧИТАТЕЛЯ, С ПЕРВЫХ СТРОК ЗАСТАВИТЬ ЕГО ЗАБЫТЬ О КУЧЕ ДЕЛ, КОТОРЫЕ ОКРУЖАЮТ ЕГО ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, НЕДЕЛЮ, ГОД ЗА ГОДОМ. ПОДАРИТЕ ЕМУ ПРАЗДНИК, И ОН ОТПЛАТИТ ВАМ СВОИМ ВНИМАНИЕМ.
1. Будьте остроумны, провокативны, изобретательны, обязательно самоироничны, но главное — небанальны! Не пользуйтесь чужими шутками, избитыми фразами и клише.
2. Грамотность и хороший русский уже будут выгодно отличать ваши письма от большинства других.
3. И не экономьте время — поверьте, нестандартное и хорошо написанное письмо моментально выделит вас из огромной массы безликих отправителей. Чем больше времени вы затратите на составление писем в начале, тем легче вам это будет делать потом.
Пример письма от Александра Ионицкого:
Уважаемые Уважаемые Господа!
В понедельник заведующий отделом лицензирования перформансов Министерства культуры Сердюк У., хмуро возвращаясь с безалкогольного фуршета на Винзаводе в честь инсталляции юного дарования Дедова Е. (см. «Афиша» от 29.05.09), приобрел за 91 рубль в районе станции метро «Курская» журнал «Еда» № 3, который безостановочно читал до места проживания по адресу: 3-я Первомайская, 15, где в кв. 43 незамедлительно воспроизвёл рецепт со стр. 89, доставив радость супруге Зинаиде, мерчендайзеру 36 лет и сыну Борису, учащемуся 7 класса «Г», стащившему наутро покупку отца для преподавательницы английского Ядвиги О. с целью отвлечения последней во время контрольной, потому и написанной им на «отлично» благодаря подсматриванию в шпаргалке спряжений неправильных глаголов, пятнадцатью годами ранее в совершенстве изученных дочерью учительницы, Марусей, выпускницей «Тореза», числящейся помощником ассистента в департаменте добычи нефтяной компании «Л», принесшей в среду угостить коллег в честь именин собственноручно выпеченное со стр.106 перемещенного из школы в дом издания. Знакомясь с партнером и помещением, члены международного нефтяного консорциума вышли на запах блюда, коим тут же были накормлены именинницей с комментариями на безукоризненном иностранном, сразившем всю делегацию, в особенности её главу, потомственного лорда М, однофамильца известных сигарет, с которым Маруся и проживает в настоящее время между гг. Лондон, Ницца и островом Сардиния…
А мы тем временем 19 июня закрываем очередной, не менее романтический номер упомянутого выше журнала, совмещающего по случаю лета июль с августом и оттого по-особенному богатого различными материалами. Один из них — про домашние вечеринки: зачем-кого-когда-чем-как? Далее сомелье даст совет про виноводочные изделия. В разделе «Кухня» вас накормят французскими обедами. Да и остальные страницы с не меньшим фурором настроят на аппетит.
Пропустить размещение в таком алмазе — это как не умилиться пандочкой в берлинском зоопарке. Поговорим уже лучше про детали: дедлайн на бронирование… Простите, не получится — редакция опять принялась за своё! На слух — рагу из томлёного прованского кролика с майораном…
Уж сколько лет в таком экстриме,
Ваш Александр
Продажи — занятие жутко утомительное и неблагодарное: вы ко всем постоянно пристаете лишь с одной темой — «дайте рекламу»! Особенно назойливых клиенты просто вносят в черный список — «не соединять ни при каких обстоятельствах». Но даже если тебя терпят и ты невероятно трудоспособен, при сокращении клиентских бюджетов все твои старания практически сводятся на нет. И это самое обидное — от тебя уже вроде ничего не зависит. Как бы не так! Руки опускать никогда нельзя. Просто нужно помнить: продавать надо весело! С деньгами расстаетесь не вы. Каждое размещение согласовывается вашим визави с кучей лиц, о которых вы, к счастью, не знаете. И пусть он добивается этого размещения с хорошим настроением! Это относится не только к продажам рекламы.
Автор: Александр Ионицкий
Иллюстрация: Shutterstock