Давайте посмотрим на Майю Плисецкую и Брижит Бардо. Они, более или менее, современницы. И обе сделали звездные карьеры. Но Брижит Бардо не захотела пройти испытание медными трубами. Она ушла в тень, встала на защиту животных. Перестала за собой следить, сниматься. И в конце концов ее забыли. Сейчас во Франции о ней вспоминают с небрежной улыбкой: «Ну да, была когда-то такая звезда…» А Майя Плисецкая до 90 лет радовала публику тем, что сидела в ложе или делала красивые жесты руками. Она прошла все этапы: огонь, воду и медные трубы. Эта балерина, даже расставшись с профессией, сохранила свой флер. Но почему Брижит Бардо не смогла быть такой же роскошной?
Конечно, расставание со своей профессией -- очень болезненно, особенно для публичных людей. Большинство из них ждет забвение. Но некоторым удается пройти испытание временем.
Многое зависит от самого человека. Готов ли он сражаться до последнего или ему легче опустить руки? Есть очень много людей, которые говорят: «Я уже все изобрел! Все повидал! Все сделал!» А посмотрите на меня. Мне исполнилось 60. Но я готов работать каждый день, никому не отказываю. И это мне дает результат. Люди не верят, думают, мне 50. Но пусть бы думали, что и 70, мне все равно. Главное, что меня по-прежнему хотят. Причем, с каждым днем все больше и больше. И я понимаю, что далеко не исчерпал свои ресурсы. Люди еще многого обо мне не знают. Я бы сказал, что даже большей части.
Есть ли люди, которым на роду написано быть серым планктоном. Но это не значит, что их дети, жены, мужья не будут другими. Есть очень много неравных браков, когда, например, муж – звезда, а жена – серая мышка. Или наоборот. Есть много случаев, когда у звездных родителей бездарнейший ребенок. Он ничем не интересуется, ничего не хочет. И есть другие примеры, когда в довольно серой семье, где ничто не предвещало, рождается гений. Потому что даже в культурном бульоне серого планктона могут проявиться гены бабушки или прадедушки.
Существуют две совершенно разные категории людей. Первая хочет, чтобы его жизнь походила на короткометражный фильм. Мечтает умереть молодым, рано жениться, народить детей, преждевременно уйти на пенсию. Только побольше есть и пить, не заботясь о здоровье. А есть другая категория, которые не торопятся ни в чем. Их привлекает многосерийный жизненный фильм. Они хотят плавно пройти по жизни. И, испробовав ее вкус до конца, получить от этого удовольствие. Думаю, что я отношусь ко вторым. Мне это очень нравится. Я никогда не мог подумать, что у меня будет несколько паспортов, домов, стран. Что одновременно я смогу заниматься разными профессиями. Я занимаюсь историей моды, создаю театральные декорации, пишу книги, преподаю в собственной школе, веду телепередачу, устраиваю выставки. Эти разные дела дают мне прекрасную возможность жить без усталости. Потому что я знаю, что на следующий день переключусь на что-то другое. Я без конца перелетаю из страны в страну. Мало того, в Интернете сам отвечаю на письма поклонниц.
Что есть глобальная цель жизни человека? Я думаю, смерть. Это тоже не надо забывать. Мы все появились на свет, чтобы умереть. Но кончина – это такое же счастье, как и рождение. Она - логическое завершение жизни. Выход из всего, что вас, может быть, мучило, оскорбляло, мешало, в другой мир. Как и рождение, смерть – это способ познания чего-то нового: философии, эстетики, опыта. Просто между этими двумя датами – рождение и смерть – может пройти две секунды, а может и 90 лет или даже больше. Алла Баянова и Владимир Зельдин выступали и когда им было за 90, пытались петь.
Я бы не сказал, что цель человека – только развлечься на дороге жизни. Мы пришли сюда землю не испортить, а улучшить, наша цель -- созидание. Мы не фабрики по переработке пищевых продуктов. Этим мы и отличаемся от моллюсков, цветов и даже от собачек, у которых нет никаких обязанностей. У меня есть прекрасный мопс, которого зовут Котик. Он занят только тем, что развлекается целый день. А мы-то все-таки высшие существа. Поэтому должны еще что-то в жизни сделать: построить, создать, написать.
Никогда не надо забывать о фатуме. У меня была приятельница, московская художница Илона. Всю жизнь она мечтала о том, чтобы продать свою квартиру у метро «Сокол» и купить в Риге. И ей удалось этот план осуществить. Причем, денег хватило на большую квартиру. Илона радостно переехала в латвийскую столицу и зажила счастливейшей жизнью. Ей нравилась Рига своим налаженным сервисом, запахом кофе, ухоженными старушками, старорежимным флером, медленным ритмом, буржуазностью. Моей знакомой хорошо заработалось, она стала много писать, выставляться, обзаводиться новыми друзьями. И вот недавно я получаю известие о том, что она разбилась в Латвии в автомобильной катастрофе. Ее больше нет.
Судьба непредсказуема. Казалось бы, эта женщина воплотила именно тот сценарий жизни, который задумала. И все сложилось прекрасно. Но кому что на роду написано! Поэтому не надо забывать о силе судьбы. Иногда мы хотим что-то сделать, но нам не дано. И сколько раз мне самому казалось: сейчас я перехитрю судьбу! Познакомлюсь с какими-то людьми, и у меня начнутся подвижки в профессиональном плане. Или я встречусь взглядом с каким-то человеком, и у меня родится чувство. Но ничего подобного не происходило. Кому что на роду написано! К сожалению, мы только маленькие песчинки.
Есть расхожая поговорка: «Талантливые люди талантливы во всем». Однако я не могу с ней согласиться. Возьмем даровитого пианиста. У него многое получается, потому что есть музыкальный слух, вдохновение. Но это вовсе не значит, что у этого человека все будет ладится в бизнесе или писательском деле. Балерина может быть великолепной исполнительницей и не уметь преподавать вообще. Конечно, бывало, что люди за жизнь овладевали пятью разными профессиями и прекрасно справлялись с каждой. Но есть и другие. Талантливый модельер может и не оказаться талантливым медиком. Да, врач Чехов однажды стал гениальным писателем. Но я не знаю, насколько он был талантливым врачом. Думаю, что ординарным. А писателем он был от Бога. Так что тут – бабушка надвое сказала.
Записала Наталья Южина.
Васильев о призвании и таланте здесь.
(с) "Лилит"