В конце 50-х годов прошлого столетия московский завод имени Лихачева начал активно клепать правительственный автомобиль ЗИЛ-111. Он был блестящ, чёрен и хорош. Однако довольно скоро их сделали чуть ли не больше, чем было членов политбюро вместе с их многочисленными домочадцами. Далее, все просто. В советское время мощности простаивать не должны, их нужно загрузить и использовать. А почему бы на базе чудесного лимузина для избранных, не сделать что-нибудь выдающееся для народа? – подумали заводчане.
После недолгих размышлений решили создать микроавтобус. Знаменитых угловатых РАФиков тогда не было даже в зародыше, значит конкурентов на горизонте не наблюдалось. Распоряжения сверху на производство такого автомобиля никто не отдавал, поэтому проектирование вели своими силами во внеурочное время. Тем не менее к 1962 году, после пары лет активного мозгового штурма, первый экземпляр ЗИЛ-118 появился на свет.
В технической начинке особо нового ничего не найти. Вся прелесть микроавтобуса заключена в особенностях исполнения, внутреннем антураже и необычайном комфорте пассажиров. Для советской промышленности это было несвойственно. Обычно, внимание уделялось не мелочам дизайна и высочайшему качеству, а количеству сделанного. Здесь – все наоборот. Начиная от мельчайших элементов декора кузова до уникального подбора цветов окраски. И, конечно же, выделялось остекление, которое делало салон невесомым и воздушным.
Что еще получили пассажиры. Во-первых, систему микроклимата. Во-вторых, удобнейшие, мягкие сиденья с изумительно подобранной цветовой гаммой. В-третьих, крючки-вешалки для драгоценных пассажиров. А также, радио, система индивидуального освещения, сдвижной люк в прозрачной крыше и так далее. В “Юности”, так назвали микроавтобус, даже был предусмотрен низкий пол. Не в том смысле, как это понимают сейчас, но имелась специальная ступенька на высоте всего 40 сантиметров. При посадке в автобус не нужно было изображать из себя сайгаков и запрыгивать в него с разбега.
Фото: “Юность” после восстановления / Источник: Интернет
В свою очередь водители получили коробку-автомат, регулируемое в двух плоскостях кресло, гидроусилитель руля и, даже, электронные часы. Те, кто сумел покататься на “Юности” были в неописуемом восторге. Они отмечали исключительное удобство, плавность и мягкость хода и отличную шумоизоляцию. За пять лет, практически вручную, сделали два десятка машин ЗИЛ-118. Еще чуть менее девяноста экземпляров других модификаций. Несколько авто отдали скорой помощи. Но не рядовой скорой. В кремлевскую лечебницу должен был приезжать самый передовой автомобиль. А один автомобиль, внимание, использовался в службе маршрутного такси. Не современная маршрутка, но близко к этому.
Тем не менее, тот самый народ, о котором думали на заводе при разработке, массово на микроавтобусе так и не поехал. Автомобиль было негде делать, мощности ЗИЛа не позволяли. Одно время хотели даже построить новый завод. Или, по меньшей мере, новый сборочный цех. Тем более, что на базе “Юности” успели разработать еще две версии. Не построили. На этом всё.
За годы жизни “Юность” успела побывать на нескольких международных выставках и получить пару главных призов. Алчные иностранцы просили продать лицензию на производство микроавтобуса у себя. Но наши не продали. Не продали и готовые машины. В первую очередь из-за того, что нечего было продавать. Сейчас “Юность” встречается крайне редко. В 2016 году одна из них в аутентичном состоянии объявилась на аукционе.
Эту чудесную машину сегодня купить на получится. А спутниковый телефон пока еще можно. В надежном магазине.