Найти тему
Gureev Directors Club

2 случая, когда неприбыльные клиенты и продукты спасают бизнес

Оглавление

Когда компания наращивает обороты, любимым занятием становится смотреть, кто или что приносит много денег, а что убыточно.

➡️ 1. Случай на производстве

На заводе два цеха. Первый цех производит основную номенклатуру.

Второй - работает по непрофильным (с точки зрения руководства) заказам.

Первый цех выпускает короткий ассортимент, но в больших объемах.

Второй - постоянно перенастраивает производство под очередной заказ - постоянная головная боль руководства.

В один не самый прекрасный день решило руководство что-то сделать со вторым цехом.

Посчитали доходы по цехам, переменные затраты; разнесли постоянные затраты на цех. Результат расчетов был тем, что и ожидался: второй цех генерирует постоянный убыток. "Минус" относительно небольшой - чуть более миллиона рублей - но постоянный. За последние два года не было ни одного месяца, чтобы второй цех хотя бы сработал «в ноль». Только в минус. Убыток второго цеха компенсировался за счет дохода первого цеха.

Решили закрывать цех. Предварительно посчитали, что будет при закрытии. Столько человек сократить в администрации, ИТР. Электроэнергия. Газ на отопление.

Выяснилось, что сократить можно далеко не каждого, так как часть сотрудников ИТР, бухгалтерии работали сразу на оба цеха. Котельная. И так - по всем «условно постоянным» затратам. Затраты сокращались с закрытием второго цеха, но непропорционально.

В итоге постоянные затраты, который после закрытия второго цеха дополнительно «упадут» на первый цех, дадут «минус» уже посерьезнее - 6 миллионов рублей в месяц. Второй цех решили сохранить.

🔸 Таким образом, убыточное направление снимает часть постоянных затрат с прибыльного направления. Убрать убыточный второй цех - завод станет работать в минус.

➡️ 2. Случай в рознице

Магазин торгует колбасной продукцией. Рядом с гипермаркетом. И не закрывается.

Максимальная наценка - на сырокопченые изделия и деликатесы. Вареная колбаса, сосиски-сардельки продаются практически по цене закупки.

Если проанализировать ассортимент, то вареные колбасные изделия выглядят явными аутсайдерами. С учетом каждодневной доставки (решение владельца), аренды, зарплаты, налогов - направление вареных колбас в минусе.

Но владелец не так прост, как кажется. Низкие цены на вареные колбасные изделия и дорогостоящая ежедневная доставка - вклад в продвижение магазина. Окрестные бабушки покупают «Докторскую» и сардельки только здесь. Всегда все свежее и дешево.

Бабушки разнесли слух, что магазин торгует свежайшими продуктами по приемлемым ценам. За бабушками пришел состоятельный покупатель, на котором и зарабатывает магазин.

В магазине в пиковые часы стоит очередь.

🔸 Таким образом, убыточные продукты и клиенты (бабушки) - затраты на маркетинг магазина.

Приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда что-то на первый взгляд убыточное было основой бизнеса?