На всем протяжении железной дороги от Бологое до Полоцка было сооружено 25 железнодорожных станций. Но одна из них всегда особенно сильно притягивала к себе моё внимание - это станция Горовастица. Всё дело в том, что это одна из самых труднодоступных станций на линии. Автомобильных дорог ведущих туда просто нет, да и никогда и не было. Добраться туда сегодня можно только разве что на пригородном поезде №6691/6692 Бологое-Осташков-Бологое, курсирующего там всего раз в сутки. Если отправиться на поезде до Горовастицы из Бологое - получится исследовать станцию и вернуться через пару часов обратно. А вот если выехать из Осташкова, то придётся думать о ночлеге, поездом уже в тот день будет невозможно вернуться.
Расположена Горовастица на 72-73 км дистанции пути железной дороги. Вот такую небогатую информацию о станции Горовастица можно извлечь из Путеводителя по Николаевской ж.д. изданный в 1914г.:
ст. Горовастица
На 68 версте имеется станция Горовастица (в Осташковском уезде). В районе станции нет никаких промышленных заведений. Население окрестных деревень занимается хлебопашеством и отхожими промыслами. На 1 версте от станции протекает река Цна. По ней сплавляется в Вышний Волочёк лес.
Кто внимательно читает мог обратить внимание, что в Пояснительной записке к Отчету о постройке дороги указано расположение Горовастицы на 63 версте, а в Путеводители 1914г. по Николаевской ж.д. 68 верста. Это просто ошибка или что? Давайте попробуем разобраться. Верста старая мера длины, в ней 1066,8 метров. Если верить Пояснительной записке умножаем 1066,8 м. х 63 = получим 67 км. А если пересчитаем данные указанные в Путеводителе 1914г. 1066,8 м. х 68 = 72,5 км. Последняя полученная нами цифра совпадает с современными данным расположения станции. Получается в Пояснительной записки указана неточность?
Станция расположена на краю огромного болота Лебяжье, протянувшегося в длину почти на 15 километров и окружена непроходимыми лесами.
Станция Горовастица была закрыта ещё в конце двадцатого столетия, примерно на исходе 80-х, впоследствии как и целый ряд других станций на участке от Бологое до Великих Лук: Шлина, Разъезд 48 км, Чёрный Дор, Сигово (Коча), Охват, Мартисово, Скворцово, Великополье. Сегодня Горовастица это просто остановочный пункт (ОП) для пригородных поездов. Хотя путевое развитие станции до сих пор не разобрано, демонтированы лишь в целях обеспечения безопасности стрелочные переводы ведущие на главный путь.
Я два раза совершал марш-броски в Горовастицу с целью исследования этой закрытой станции и сбора фотоматериала. Зимой 2014г. на снегоходах в компании коллег со старого места работы и летом 2015г. уже в одиночку. В 2015г. чтобы до туда добраться я выехал из Осташкова на автомобиле до деревни Семеновщина, расположенной рядом с платформой остановочного пункта 82 км. Там пересел на пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое, доехав до следующей остановки ОП Горовастица на 73 км, которая и была моей целью. Далее со станции пошёл в направлении Фирово на интересующий меня 71 км. Там в силу своей труднодоступности очень хорошо сохранился типовой сторожевой дом площадью 6,16 кв. саж. (дом путевого обходчика) практически в первозданном виде. В обратном направлении я затем возвращался пешком по линии посреди болот и густого леса нетрудно посчитать 11 километров ( с 71 по 82 км дистанции пути) с Горовастицы до ОП 82 км.
После осмотра сторожевого дома вернулся в обратном направлении для изучения оставшихся объектов на закрытой станции Горовастица. Самым интересным из них был конечно же типовой деревянный вокзал IV класса 1902-1906гг. постройки. Вокзал утратил былое величие каким обладал после постройки в результате бомбежек линии во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. А после закрытия станции находился в полном запустении да еще и разгромленном мародерами. Однако с тыльной стороны он всё ещё восхищал былым аристократизмом и сохранившимися элементами декора. Вокзал был снесён НГЧ ОКТ ж.д. осенью в 2016г. Теперь остаётся только вспоминать и смотреть сделанные фото.
Прямо напротив вокзала через пути располагается ещё один важный и бесспорно самый примечательный объект станции, величественно возвышающийся над всей округой - это типовая для этой линии водонапорная башня с оригинальным ажурным шатром на 2 водяных бака ёмкостью 8 куб. саж. Предназначалась для снабжения водой паровозов, станции и пристанционного посёлка Горовастица.
Прямо за водонапорной башней уходит полукилометровая тропинка, ведущая на вершину холма на котором располагается деревня Горовастица. В ней все ещё живут люди.
Центральная улица Горовастицы пестрит каменными и деревянными русскими избами от вполне жилых, ухоженных до полностью разбитых и брошенных своими прежними хозяевами.
На юго-западе от деревни расположено озеро Каменное, снабжавшее когда-то своей водой станцию Горовастица во времена паровозов. А возле озера на берегу можно найти остатки водоподъёмного здания, расположенного если смотреть на карту в северо-восточной точки озера. Подобные сооружения строились по наикратчайшему пути для подачи воды из водоёма на станцию, поэтому найти их в окрестностях станций Бологое-Полоцкой линии довольно несложно, полагаясь на такую простую логику строителей линии. От здания практически ничего не осталось, ни паровых котлов, ни деревянной пристройки для помещения дежурного машиниста, ни кровли, но основательность старинных стен из красного кирпича и природного камня способна восхищать взгляды просвящённых краеведов и сегодня.
Хочу сказать, что в последней своей летней вылазке в 2015г. на станцию Горовастица я сделал достаточно много снимков. Поэтому чтобы не томить вас своими рассказами дорогие читатели просто прилагаю далее серию снимков с комментариями. Как говориться лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пролистайте их до конца, думаю вам это будет интересно.
Также предлагаю посмотреть коротенькую видео-зарисовку проследования на поезде станции Горовастица.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!