Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Горовастица - самая отрешённая от цивилизации станция Бологое-Полоцкой ж.д.

Нечётная горловина законсервированной станции Горовастица ОКТ Россия, Тверская область. Фото: Денис Доронин
Нечётная горловина законсервированной станции Горовастица ОКТ Россия, Тверская область. Фото: Денис Доронин

На всем протяжении железной дороги от Бологое до Полоцка было сооружено 25 железнодорожных станций. Но одна из них всегда особенно сильно притягивала к себе моё внимание - это станция Горовастица. Всё дело в том, что это одна из самых труднодоступных станций на линии. Автомобильных дорог ведущих туда просто нет, да и никогда и не было. Добраться туда сегодня можно только разве что на пригородном поезде №6691/6692 Бологое-Осташков-Бологое, курсирующего там всего раз в сутки. Если отправиться на поезде до Горовастицы из Бологое - получится исследовать станцию и вернуться через пару часов обратно. А вот если выехать из Осташкова, то придётся думать о ночлеге, поездом уже в тот день будет невозможно вернуться.

Перечень станций Бологое-Полоцкой железной дороги из Пояснительной записки к Отчёту о постройке дороги
Перечень станций Бологое-Полоцкой железной дороги из Пояснительной записки к Отчёту о постройке дороги

Расположена Горовастица на 72-73 км дистанции пути железной дороги. Вот такую небогатую информацию о станции Горовастица можно извлечь из Путеводителя по Николаевской ж.д. изданный в 1914г.:

ст. Горовастица
На 68 версте имеется станция Горовастица (в Осташковском уезде). В районе станции нет никаких промышленных заведений. Население окрестных деревень занимается хлебопашеством и отхожими промыслами. На 1 версте от станции протекает река Цна. По ней сплавляется в Вышний Волочёк лес.

-3

Кто внимательно читает мог обратить внимание, что в Пояснительной записке к Отчету о постройке дороги указано расположение Горовастицы на 63 версте, а в Путеводители 1914г. по Николаевской ж.д. 68 верста. Это просто ошибка или что? Давайте попробуем разобраться. Верста старая мера длины, в ней 1066,8 метров. Если верить Пояснительной записке умножаем 1066,8 м. х 63 = получим 67 км. А если пересчитаем данные указанные в Путеводителе 1914г. 1066,8 м. х 68 = 72,5 км. Последняя полученная нами цифра совпадает с современными данным расположения станции. Получается в Пояснительной записки указана неточность?

Станция расположена на краю огромного болота Лебяжье, протянувшегося в длину почти на 15 километров и окружена непроходимыми лесами.

Линия Бологое-Полоцк в районе болота Лебяжье поздней осенью. Фото: Алексей Алексеев
Линия Бологое-Полоцк в районе болота Лебяжье поздней осенью. Фото: Алексей Алексеев
Бескрайние просторы болота Лебьжье с бобровыми запрудами прямо у ж.д. насыпи. Фото: Алексей Алексеев
Бескрайние просторы болота Лебьжье с бобровыми запрудами прямо у ж.д. насыпи. Фото: Алексей Алексеев

Станция Горовастица была закрыта ещё в конце двадцатого столетия, примерно на исходе 80-х, впоследствии как и целый ряд других станций на участке от Бологое до Великих Лук: Шлина, Разъезд 48 км, Чёрный Дор, Сигово (Коча), Охват, Мартисово, Скворцово, Великополье. Сегодня Горовастица это просто остановочный пункт (ОП) для пригородных поездов. Хотя путевое развитие станции до сих пор не разобрано, демонтированы лишь в целях обеспечения безопасности стрелочные переводы ведущие на главный путь.

Подробная карта Бологое-Полоцкой линии со всеми существовавшими когда-то разъездами и станциями.
Подробная карта Бологое-Полоцкой линии со всеми существовавшими когда-то разъездами и станциями.
Панорама бывшей станции Горовастица золотой осенью. Фото: Алесксей Алексеев
Панорама бывшей станции Горовастица золотой осенью. Фото: Алесксей Алексеев
Вид на станцию Горовастица со стороны 72 км. Фото: Алексей Алексеев
Вид на станцию Горовастица со стороны 72 км. Фото: Алексей Алексеев
Станция Горовастица: остатки старинного товарного вагона нормального типа (НТВ) и водонапорная башня. Фото: Алексей Алексеев
Станция Горовастица: остатки старинного товарного вагона нормального типа (НТВ) и водонапорная башня. Фото: Алексей Алексеев

Я два раза совершал марш-броски в Горовастицу с целью исследования этой закрытой станции и сбора фотоматериала. Зимой 2014г. на снегоходах в компании коллег со старого места работы и летом 2015г. уже в одиночку. В 2015г. чтобы до туда добраться я выехал из Осташкова на автомобиле до деревни Семеновщина, расположенной рядом с платформой остановочного пункта 82 км. Там пересел на пригородный поезд №6692 Осташков-Бологое, доехав до следующей остановки ОП Горовастица на 73 км, которая и была моей целью. Далее со станции пошёл в направлении Фирово на интересующий меня 71 км. Там в силу своей труднодоступности очень хорошо сохранился типовой сторожевой дом площадью 6,16 кв. саж. (дом путевого обходчика) практически в первозданном виде. В обратном направлении я затем возвращался пешком по линии посреди болот и густого леса нетрудно посчитать 11 километров ( с 71 по 82 км дистанции пути) с Горовастицы до ОП 82 км.

Сторожевой дом на 71 км 3 пк  Бологое-Полоцкой дороги, перегон Осташков-Фирово, 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Сторожевой дом на 71 км 3 пк Бологое-Полоцкой дороги, перегон Осташков-Фирово, 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер домика путевого обходчика на 71 км 3 пк. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер домика путевого обходчика на 71 км 3 пк. Фото: Алексей Алексеев

После осмотра сторожевого дома вернулся в обратном направлении для изучения оставшихся объектов на закрытой станции Горовастица. Самым интересным из них был конечно же типовой деревянный вокзал IV класса 1902-1906гг. постройки. Вокзал утратил былое величие каким обладал после постройки в результате бомбежек линии во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. А после закрытия станции находился в полном запустении да еще и разгромленном мародерами. Однако с тыльной стороны он всё ещё восхищал былым аристократизмом и сохранившимися элементами декора. Вокзал был снесён НГЧ ОКТ ж.д. осенью в 2016г. Теперь остаётся только вспоминать и смотреть сделанные фото.

Вокзал на станции Горовстица. Вид со стороны пассажирской платформы. Лето 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовстица. Вид со стороны пассажирской платформы. Лето 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовастица. Вид с тыльной стороны с пристанционного посёлка. Видны элементы выносных стропил, остатки фронтона, печная фигурная труба и торжественно высокие вокзальные окна. Зима 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовастица. Вид с тыльной стороны с пристанционного посёлка. Видны элементы выносных стропил, остатки фронтона, печная фигурная труба и торжественно высокие вокзальные окна. Зима 2014г. Фото: Алексей Алексеев
Разгромленный интерьер вокзала в Горовастице. При этом стоит отметить он сохранял первоначальную планировку. Фото: Алексей Алексеев
Разгромленный интерьер вокзала в Горовастице. При этом стоит отметить он сохранял первоначальную планировку. Фото: Алексей Алексеев
Бывший зал ожидания на заброшенном вокзале в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Бывший зал ожидания на заброшенном вокзале в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Бывший зал ожидания на заброшенном вокзале в Горовастице с видом из окон на пристанционный посёлок. Фото: Алексей Алексеев
Бывший зал ожидания на заброшенном вокзале в Горовастице с видом из окон на пристанционный посёлок. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовастица, вид с тыльной стороны. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовастица, вид с тыльной стороны. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовастица, вид с тыльной стороны. Лето 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Горовастица, вид с тыльной стороны. Лето 2015г. Фото: Алексей Алексеев

Прямо напротив вокзала через пути располагается ещё один важный и бесспорно самый примечательный объект станции, величественно возвышающийся над всей округой - это типовая для этой линии водонапорная башня с оригинальным ажурным шатром на 2 водяных бака ёмкостью 8 куб. саж. Предназначалась для снабжения водой паровозов, станции и пристанционного посёлка Горовастица.

Водонапорная башня в Горовастице. На стенах башни видны многочисленные выбоины - следы от осколков после бомбежек в результате авианалётов немецкой авиации. Фото: Алексей Алексеев
Водонапорная башня в Горовастице. На стенах башни видны многочисленные выбоины - следы от осколков после бомбежек в результате авианалётов немецкой авиации. Фото: Алексей Алексеев
Исполнительный чертеж типовой водонапорной башни Бологое-Полоцкой линии на 2 водяных бака ёмкостью 8  куб. саж.
Исполнительный чертеж типовой водонапорной башни Бологое-Полоцкой линии на 2 водяных бака ёмкостью 8 куб. саж.

Выбоины от осколков авиационных бомб в верхней части водонапорной башни в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Выбоины от осколков авиационных бомб в верхней части водонапорной башни в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер водонапроной башни в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер водонапроной башни в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Крутая винтовая лестница, ведущая наверх к бакам на водонапорной башне. Нужно набраться смелости и духу чтобы забраться по ней наверх! Фото: Алексей Алексеев
Крутая винтовая лестница, ведущая наверх к бакам на водонапорной башне. Нужно набраться смелости и духу чтобы забраться по ней наверх! Фото: Алексей Алексеев
Над баками на водонапорной башне в Горовастице. Фото неизвестного мне автора найденное в открытых источниках на Яндекс-картинках
Над баками на водонапорной башне в Горовастице. Фото неизвестного мне автора найденное в открытых источниках на Яндекс-картинках
Забравшись по крутой винтовой лестнице к бакам, мне открылся вот такой вид с водонапорной башни в Горовастице на станцию в сторону Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Забравшись по крутой винтовой лестнице к бакам, мне открылся вот такой вид с водонапорной башни в Горовастице на станцию в сторону Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Прямо за водонапорной башней уходит полукилометровая тропинка, ведущая на вершину холма на котором располагается деревня Горовастица. В ней все ещё живут люди.

За разговором с мужиками в деревне Горовастица. Зима 2014г. Фото: Алексей Алексеев
За разговором с мужиками в деревне Горовастица. Зима 2014г. Фото: Алексей Алексеев
На центральной улице в деревне Горовастица. Хотя она там одна единственная. Фото: Алексей Алексеев
На центральной улице в деревне Горовастица. Хотя она там одна единственная. Фото: Алексей Алексеев
Деревня Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Деревня Горовастица. Фото: Алексей Алексеев

Центральная улица Горовастицы пестрит каменными и деревянными русскими избами от вполне жилых, ухоженных до полностью разбитых и брошенных своими прежними хозяевами.

На юго-западе от деревни расположено озеро Каменное, снабжавшее когда-то своей водой станцию Горовастица во времена паровозов. А возле озера на берегу можно найти остатки водоподъёмного здания, расположенного если смотреть на карту в северо-восточной точки озера. Подобные сооружения строились по наикратчайшему пути для подачи воды из водоёма на станцию, поэтому найти их в окрестностях станций Бологое-Полоцкой линии довольно несложно, полагаясь на такую простую логику строителей линии. От здания практически ничего не осталось, ни паровых котлов, ни деревянной пристройки для помещения дежурного машиниста, ни кровли, но основательность старинных стен из красного кирпича и природного камня способна восхищать взгляды просвящённых краеведов и сегодня.

Водоподъёмное здание на берегу озера Каменное, снабжавшее когда-то водой станцию Горовастица. Фото: Алексей Алексеев.
Водоподъёмное здание на берегу озера Каменное, снабжавшее когда-то водой станцию Горовастица. Фото: Алексей Алексеев.
Старинная кирпично-каменная кладка стен водоподъёмного здания с внутренней стороны. Фото: Алексей Алексеев
Старинная кирпично-каменная кладка стен водоподъёмного здания с внутренней стороны. Фото: Алексей Алексеев
Старинная кирпично-каменная кладка стен водоподъёмного здания с внешней стороны. Фото: Алексей Алексеев
Старинная кирпично-каменная кладка стен водоподъёмного здания с внешней стороны. Фото: Алексей Алексеев

Хочу сказать, что в последней своей летней вылазке в 2015г. на станцию Горовастица я сделал достаточно много снимков. Поэтому чтобы не томить вас своими рассказами дорогие читатели просто прилагаю далее серию снимков с комментариями. Как говориться лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пролистайте их до конца, думаю вам это будет интересно.

Остатки ручного стрелочного перевода в нечётной горловине бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Остатки ручного стрелочного перевода в нечётной горловине бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
А вот и найденная мною проржавевшая флюгарка ручного стрелочного перевода.  Фото: Алексей Алексеев
А вот и найденная мною проржавевшая флюгарка ручного стрелочного перевода. Фото: Алексей Алексеев
Каменный фундамент "ледника" который я нашёл сразу за зданием вокзала в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Каменный фундамент "ледника" который я нашёл сразу за зданием вокзала в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Стена со старинной кладкою от типового керосинового погреба на станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Стена со старинной кладкою от типового керосинового погреба на станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Закрещенные недействующие светофоры в нечётной горловине бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Закрещенные недействующие светофоры в нечётной горловине бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Старинный товарный вагон нормального типа (НТВ), в котором когда-то находился дизель-генератор на случай аварийного снабжения станции Горовастица электроэнергией. Фото: Алексей Алексеев
Старинный товарный вагон нормального типа (НТВ), в котором когда-то находился дизель-генератор на случай аварийного снабжения станции Горовастица электроэнергией. Фото: Алексей Алексеев
Выходной светофор Н3 на бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Выходной светофор Н3 на бывшей станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Входной светофор в чётной горловине станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Входной светофор в чётной горловине станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Недействующий предупредительный прожекторный четный светофор перед станцией Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Недействующий предупредительный прожекторный четный светофор перед станцией Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Сгинувший в топком болоте лось неподалёку от станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Сгинувший в топком болоте лось неподалёку от станции Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Рабочий поезд с тепловозами ДМ62 и ТЭМ2 возвращается с технического обслуживания из Бологое в Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Рабочий поезд с тепловозами ДМ62 и ТЭМ2 возвращается с технического обслуживания из Бологое в Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Бобровая запруда прямо у железнодорожной насыпи. Фото: Алексей Алексеев
Бобровая запруда прямо у железнодорожной насыпи. Фото: Алексей Алексеев

Также предлагаю посмотреть коротенькую видео-зарисовку проследования на поезде станции Горовастица.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!