Бедность оказывает комплексное негативное воздействие как на физическом уровне, так и на психологическом. На физическом она ведет к недоеданию или некачественному питанию, жизни в плохих материально-бытовых и санитарно-гигиенических условиях. Однако не менее сложными являются ее психологические последствия.
Психолог Владимир Дружинин в книге "Психология семьи" пишет:
"Нужды и недостатки сами по себе являются травмирующими факторами. Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за скученности ведут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей отстают в психическом развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро нагоняют своих сверстников"
С древних времен богатым и знатным предписывалось быть активными гражданами. Философ Ксенофонт утверждал, что "прекрасно-благородный" – это знатный и состоятельный человек, крупный землевладелец и активный гражданин. Под активностью понимались влияние, сила и превосходство.
Русский философ Алексей Лосев изучал воспитание в эпоху Античности и выделил черты аристократического и мещанского воспитания. Мещанское нацелено на формирование предпринимательской активности, ответственности, деловых качеств. Для аристократического воспитания характерны элитарность, стремление к возвышенным идеалам, благородству, "прекрасно-благости".
Английские обществоведы на рубеже XVIII-XIX веков обратили внимание на психологический аспект бедности. Согласно их гипотезе, неравенство объясняется слабостью воли у одних людей и высокой активностью и смелостью других. Первые нуждались в руководстве, вторые этим воспользовались и взяли бразды правления в свои руки. Так появился господствующий класс.
По словам выдающегося социального психолога Галины Андреевой, психология социального слоя – это то общее, что присуще всем его членам и определяется схожими условиями существования. Эти условия оказывают влияние на сознание человека по двум направлениям: через личный жизненный опыт и общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде. Принадлежность к тому или иному социальному слою влияет на характер восприятия родителями социальной действительности. Результат восприятия ретранслируется детям благодаря естественности семейного воспитания и значимости родительского авторитета.
Сегодня принадлежность к малообеспеченным слоям закрепилась как субкультура, превратилась в особый стиль жизни с присущими ему образцами поведения. Американский антрополог Оскар Льюис даже ввел понятие "культуры бедности", чтобы подчеркнуть постоянный характер этого состояния.
Культура бедности
Носителей "культуры бедности" отличают:
изменение привычного круга общения, отчуждение и болезненное переживание отторжения от прежней социальной среды
ограничение потребления кругом товаров невысокого качества
отказ от услуг по поддержанию здоровья, повышению уровня образования, расширению кругозора
готовность отдавать детей в школы с низким качеством преподавания
Отечественный социолог Ирина Шурыгина изучала умонастроения детей в бедных семьях и пришла к выводу, что бедность – это не просто временная нехватка денег. Это особое психологическое состояние родителей, передающееся детям.
Дети из семей с устойчивой культурой бедности
занижают уровень своих притязаний (ожиданий успехов от самого себя)
готовы ограничиться малым
испытывают трудности в адаптации к школе
Социолог выделила 4 защитных механизма, помогающих людям приспособиться к бедности (по сути – просто заглушить травмирующие переживания):
Смирение. Убеждают себя, что и они сами, и их дети готовы довольствоваться малым. Причем "мысль о том, что дети привыкли к трудностям, вызывает у матерей заметное облегчение" (И.И. Шурыгина).
Восприятие бедности как нормы. Предпочитают думать о том, что и другие живут не лучше. Всем плохо. За редким исключением. Бедность начинает представляться нормой жизни.
Отрицание. Не признают своей бедности, предпочитая думать о том, что есть еще более бедные.
Самоизоляция. Способ, заключающийся в избегании ситуаций, которые могут разрушить представление о том, что «так живут все».
Поддержка детей из бедных семей
Основа воспитания – ценности. Не секрет, что разные социальные классы опираются на разные ценности в воспитании детей. Отсюда во многом и разный результат.
Основным ключом к преодолению бедности сегодня являются знания. Для молодежи из бедных семей хорошая учеба – единственный билет на восходящий социальный лифт.
"Больше можно возлагать надежды на будущее людей, получивших образование, чем на богатство невежд" (Демокрит)
К сожалению, унизительная бедность значительной части образованного населения в стране показывает молодым, что хорошее образование не всегда влечет за собой достойный уровень жизни.
Возникает вопрос: кто поможет детям, семьи которых увязли в "культуре бедности" и не могут предложить им не только средств, но и идей? На кого рассчитывать этим детям?
Ответ: на государство, образовательные организации и работающих в них педагогов.
Социолог Елена Бреева изучала образовательную политику разных стран и пришла к выводу о высокой значимости присутствия государства в образовании. В книге "Дети в современном обществе" автор приводит мнение авторитетных международных экспертов о том, что
"лишь государственная система образования ставит сегодня Россию в один ряд с развитыми странами. Она – вторая по мощности после США, четвертая по выпуску специалистов после Японии. Ее существование – гарантия вхождения России на рынок высоких технологий"
Именно поэтому основное внимание должно быть обращено на государственную общеобразовательную школу, а педагогическая поддержка детей в ней должна исключать социальную селекцию и дискриминацию по признаку социального происхождения.
О связи материального положения и воспитания детей в семье подробно в материале "Доходы и воспитание"