Найти тему
Первым делом самолёты

Из истории российской авиации. Первый послевоенный пассажирский лайнер Ил-12

Этот пассажирский самолёт не продвинул наше авиастроение далеко вперёд, но он строился в больших количествах и работал с большим успехом в Советском Союзе и других странах. В Великую Отечественную войну американцы по ленд – лизу поставили Советскому государству самолёт DC-3 Douglas, который наши конструктора успешно скопировали и он был известен как Ли-2. Эти машины в трудные послевоенные годы образовали ядро «Аэрофлота».

Но ещё в 1943 году конструкторское бюро С.В. Ильюшина приступило к созданию гражданского воздушного судна, обладавшего для того времени отличной грузоподъёмностью, большей скоростью и дальностью. Эта машина была рассчитана на длительную эксплуатацию, была надёжной и высокоэкономичной.

Самолёт получил название Ил-12 и походил во многом на проверенный Ли-2. Машину специально создавали для инфраструктуры имевшихся в стране аэродромов и средств наземного обслуживания. Примечательно, что появившиеся значительно позже Scandia и Convair CV-240 были очень похожи на советский Ил-12.

В августе 1945 года впервые поднялся в воздух лётный опытный образец Ил-12 с дизельными моторами АЧ-31, комадиром экипажа был известный лётчик-испытатель В.К. Коккинаки. В процессе испытаний было принято решение заменить дизельный мотор, на хорошо зарекомендовавший себя бензиновый двигатель АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. Уже в январе следующего года испытания продолжались с этими моторами. И в этом же 1946 году самолёт пошёл в серийное производство.

«Аэрофлот» получил Ил-12 в 1947 году и спустя несколько месяцев советские машины выполняли внутренние и международные рейсы. Количество членов экипажа лайнера составляло 4 человека – командир, правый лётчик, штурман и радист. Самолёт мог брать на борт 32 пассажира и имел взлётный вес 17250 кг. Но, когда в начале эксплуатации произошла авария с невыясненной причиной, количество пассажирских мест сократили до 21.

Впоследствии самолёт доработали: противообледенительная система воздушных винтов, стёкол, оперения и крыла получила усовершенствования, была усилена конструкция передней стойки шасси. В результате возрос вес машины на 250 кг и снизилась на 15-20 км/час максимальная скорость. Практика показала ошибочность ограничений по количеству мест и позже они были сняты.

Ил-12 был адаптирован к эксплуатации в суровых климатических условиях
Ил-12 был адаптирован к эксплуатации в суровых климатических условиях

Ил-12 с успехом эксплуатировались в странах соцлагеря. Для военного ведомства был создан десантный вариант Ил-12Д на 20 парашютистов, для полётов в Антарктике и Арктике и на сибирские заснеженные аэродромы самолёт оборудовали лыжным шасси. Грузовые перевозки выполнялись на версии Ил-12Т, способной брать на борт 3628 кг. Всего было выпущено около 2000 единиц этих машин.

В самый разгар производства началась работа над новой моделью Ил-12, у которой отсутствовали бы присущие этой машине недостатки и были более высокие лётные характеристики. Но, недостатков накопилось так много, что это получился уже совсем другой самолёт.