Советская эпоха cо своими типовыми проектами во всех сферах жизни создала пространство для коллекционеров и собирателей. Мой друг во время путешествий фотографирует памятники Ленину. А Светлана Шимко сняла документальный фильм «Ленинопад» — о массовом разрушении памятников Ленина в Украине.
Фотограф Александра Устинова выбрала другую ось: Советские улицы в разных городах России (в основном, центральная Россия и Московская область). У любимых «Москва, которой нет» купила книгу, сделанную по итогам выставки.
Надо сказать, что этот творческий фреймворк — хорошая находка и лично меня вдохновляет на поиск и реализацию подобного проекта. Фреймворк состоит из элементов: фотография, история места, гений места, возможность художественного текста, логика последовательности Советских улиц. И все это в сумме должно создавать метафизику пространства, но ее не случилось.
Что я имею в виду под метафизикой пространства: рекомендую книгу Рустама Рахматуллина «Две Москвы, или Метафизика столицы».
Наученная собственными краеведческими поисками, различными городскими ориентированиями и пачкой книг про историю (правда, в основном, про Санкт-Петербург), я уверена, что на 90% улиц можно найти что-то интересное, найти зацепку, историю. Аналогично и для визуального языка улиц, хотя я больше по текстам.
К сожалению, на фотографиях в альбоме тот самый «укол» (смысловой или визуальный) случается нечасто.
Что я имею в виду под уколом: см. эссе Ролана Барта «Camera Lucida».
Тексты для фотографий, в основном, ready-made (много из советской энциклопедии). Но ready-made тоже бывает щелкающий, а бывает «ну понятно, что должно было сыграть, но не особо». Вот определение фонтана, там про воду, а на фотографии фонтан без воды. Ну ок.
Теперь про хорошее. Есть сами по себе интересные объекты: бывшие усадьбы, доходные дома, водонапорные башни. Интересные находки в Санкт-Петербурге:
Напоследок хорошее описание поселка городского типа Петровское — спланированный как уезд в 18 веке, но быстро угасший. Вполне себе метафизика:
«Город оставляет двойственное впечатление: он живет неспешной, почти сельской жизнью, но градостроительный скелет этого организма вступает в противоречие с его биологическим ритмом. Выстроившиеся домики держат «красную линию» с видимым затруднением, как уставшие инвалиды – строй, геометрия площади нарушается кустами и деревьями, торговыми палатками и кривыми дорожками; сады, огороды и сараи внутри кварталов стремятся прорвать прямоугольную решетку и раскинуться на покатости холма так же свободно, как это делают не тронутые градостроительными преобразованиями Екатерины древнерусские городки». («План земли Петровск». Владимир Седов)
Могло создаться впечатление, что книга мне не понравилась, но нет, просто я ожидала немного большего. А так я рада покупке и рада иметь эту книгу на полке. У Александры Устиновой есть еще интересный проект про сохранившиеся деревянные строения Москвы. Искренне желаю автору новых находок, проектов и выставок.