Найти тему
История России

Первая в мире подводная лодка была построена еще при Петре I

Рисунок 1. Так выглядела древняя подводная лодка
Рисунок 1. Так выглядела древняя подводная лодка

Первая в мире подводная лодка была построена еще при Петре I. В 1718 году простой крестьянин из Покровского села Ефим Прокопьевич Никонов написал письмо государю российскому, в котором клятвенно обещал построить корабль, могущий тайно ходить под водой. Помимо этого, простой плотник казенной верфи заверял, что судно может подбираться под самое дно вражеских кораблей и даже бить их снарядами.

Первая в мире подводная лодка

Ценящий прогресс Петр I приказал начать работу в строжайшей тайне, и Ефим Никонов получил титул «мастера потаенных судов».

Первоначально была создана модель, которая прекрасно держалась на плаву и действительно могла погружаться в воду, продолжая при этом движение. Так в августе 1720-го года в столице появилась первая в мире подводная лодка.

Рисунок 2. Набросок первой подводной лодки
Рисунок 2. Набросок первой подводной лодки

В отличие от своих современниц, она была построена из дерева. В длину составляла шесть метров, в ширину — два метра. Корпус снаружи покрывали жестяные листы. Система, отвечающая за погружение, представляла собой соединение пластин с капиллярными отверстиями, которые располагались в нижней части лодки. Чтобы всплыть, требовалось привести в действие помпу, которая выжимала воду из специального бака.

По первому замысла создателя лодка должна была иметь орудия. Но пришлось от них отказаться, сделав камеру со шлюзом. Она нужна была для того, чтобы водолаз мог выплывать. С точки зрения новатора, это был лучший способ проведения диверсий на море. Предполагалось, что водолаз будет при себе иметь специальные инструменты для порчи дна судов неприятеля.

Рисунок 3. Примерное изображение первой подводной лодки
Рисунок 3. Примерное изображение первой подводной лодки

Спустя некоторое время Никонов все же оборудовал лодку «огненными медными трубами». Однако сведения о них не сохранились.

Неудачное испытание и разжалование новатора

Изобретатель несколько лет совершенствовал свое детище. Осенью 1724 года он, наконец, спустил его на воду в присутствии царя и его приближенных. Но аппарат врезался в дно. Повредился корпус. Лодку удалось достать с большими усилиями, как и самого Никонова. Петр I отнесся к неудаче спокойно, велев добавить железные кольца, чтобы укрепить корпус. Свите же приказал не винить новатора, а помогать в его нелегком деле.

Однако смерть царя означала и смерть первой в мире подводной лодки. Без могущественной поддержки на Никонова посыпались обвинения в растрате имущества и излишней мечтательности. Изобретатель пытался спустить на воду еще одну лодку, однако и эти усилия были напрасны, так как Адмиралтейство более не желало его снабжать материалами и рабочей силой. В итоге коллегия разжаловала новатора до звания простого мастера и сослала в Астрахань в 1728 году.

Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.