В один из дней, случившихся в двадцатых годах прошлого века, два британских автогонщика, Джон Эдвардс Пресгрейв Хауи (John Edwards Presgrave Howey) и Луи Зборовский (Louis Zborowski), совершенно не испытывающие проблем с наличностью, решили с размахом разлечься. И попытались купить пару железнодорожных компаний вместе с дорогами. Точнее, купить их хотел мистер Хауи, а граф Зборовский только поддакивал. К их удивлению дороги продаваться не захотели.
Хорошо, - решили компаньоны, - тогда мы свою построим. И рьяно приступили к реализации проекта. Место в графстве Кент нашлось, разрешения были получены. Дело оставалось за малым, решить, какую именно дорогу строить. Подельники сошлись на варианте узкоколейки. Такие дороги казались весьма перспективными. Но, в нашем случае, строители пошли совсем нестандартным путем и сделали колею шириной всего 38 сантиметров. Посмотрите на свой ноутбук. Он шириной примерно с колею.
Дорога, получившая название Romney, была торжественно запущена 16 июля 1927 года. К сожалению, достраивал и открывал колею только Хауи. Его компаньон погиб в автокатастрофе в 1924 году. Первый поезд отправился их Хита в Нью-Ромни. Его тащил маленький локомотив горного типа. Длина участка составила чуть более 13 километров (восемь с четвертью миль). Но Хауи, как следует нагулявший аппетит, хотел много большего. Построить еще 9 километров до мыса Дандженесс стало первоочередной задачей. Что и было сделано к августу 1928 года.
Развитие дороги очень неплохо, и тут грянула вторая мировая война. В 1940 году первую поездку совершил миниатюрный бронепоезд. А сама Romney перешла под полный контроль вооруженных сил Британии. Особенно ценным для военных было то, что она частично пролегала вдоль береговой линии. К своему владельцу изрядно потрепанная дорога вернулась только в 1946 году, а регулярные рейсы возобновились с 1947 года. С этого же момента Хауи начал массовую скупка поездов и локомотивов. Все работало, как часы.
С 1977 года дорогу стали использовать для перевозки школьников. Это продолжалось до 2015 года. Потом, то ли школьники закончились, то ли родители машин накупили, но эта услуга была прикрыта.
В 2007 году, в честь 80-летия с момента запуска, провели реконструкцию полотна и инфраструктуры. Несмотря на то, что в 1982 году дорога потеряла звание самой маленькой (лавры перехватила Walsingham Light Railway с колеёй 26 сантиметров), в настоящие дни ежегодно услугами мини поездов пользуются около 150 тысяч туристов. И их интерес постоянно растет. Актуальная длина узкоколейки составляет 22 километра. Вполне достаточно для того, чтобы за время поездки впитать дух старой Англии.
Обслуживающий персонал насчитывает всего 35 человек. Этого вполне достаточно для безопасного обслуживания туристов и местных жителей, которые пользуются Romney в качестве местной дороги. Безопасность – это немаловажно. Если в обычном железнодорожном сообщении на переездах ставят шлагбаумы для машин, то в нашем случае впору делать наоборот. Многие автомобили способны нанести поездам заметный вред.
Составы Romney не оснащены системами спутниковой связи. Но если кому-то понадобиться приобрести спутниковый телефон, то это можно сделать здесь.