Найти тему
Satdata

Игрушечная узкоколейка для серьезных задач

В один из дней, случившихся в двадцатых годах прошлого века, два британских автогонщика, Джон Эдвардс Пресгрейв Хауи (John Edwards Presgrave Howey) и Луи Зборовский (Louis Zborowski), совершенно не испытывающие проблем с наличностью, решили с размахом разлечься. И попытались купить пару железнодорожных компаний вместе с дорогами. Точнее, купить их хотел мистер Хауи, а граф Зборовский только поддакивал. К их удивлению дороги продаваться не захотели.

Фото: Дорога в 50-е годы 20 века / Источник: Интернет
Фото: Дорога в 50-е годы 20 века / Источник: Интернет

Хорошо, - решили компаньоны, - тогда мы свою построим. И рьяно приступили к реализации проекта. Место в графстве Кент нашлось, разрешения были получены. Дело оставалось за малым, решить, какую именно дорогу строить. Подельники сошлись на варианте узкоколейки. Такие дороги казались весьма перспективными. Но, в нашем случае, строители пошли совсем нестандартным путем и сделали колею шириной всего 38 сантиметров. Посмотрите на свой ноутбук. Он шириной примерно с колею.

Дорога, получившая название Romney, была торжественно запущена 16 июля 1927 года. К сожалению, достраивал и открывал колею только Хауи. Его компаньон погиб в автокатастрофе в 1924 году. Первый поезд отправился их Хита в Нью-Ромни. Его тащил маленький локомотив горного типа. Длина участка составила чуть более 13 километров (восемь с четвертью миль). Но Хауи, как следует нагулявший аппетит, хотел много большего. Построить еще 9 километров до мыса Дандженесс стало первоочередной задачей. Что и было сделано к августу 1928 года.

Развитие дороги очень неплохо, и тут грянула вторая мировая война. В 1940 году первую поездку совершил миниатюрный бронепоезд. А сама Romney перешла под полный контроль вооруженных сил Британии. Особенно ценным для военных было то, что она частично пролегала вдоль береговой линии. К своему владельцу изрядно потрепанная дорога вернулась только в 1946 году, а регулярные рейсы возобновились с 1947 года. С этого же момента Хауи начал массовую скупка поездов и локомотивов. Все работало, как часы.

Фото: Мини бронепоезд / Источник: Imperial War Museums
Фото: Мини бронепоезд / Источник: Imperial War Museums

С 1977 года дорогу стали использовать для перевозки школьников. Это продолжалось до 2015 года. Потом, то ли школьники закончились, то ли родители машин накупили, но эта услуга была прикрыта.

Фото: Поезд на станции Хита, 1962 год / Источник: geograph.org.uk
Фото: Поезд на станции Хита, 1962 год / Источник: geograph.org.uk

В 2007 году, в честь 80-летия с момента запуска, провели реконструкцию полотна и инфраструктуры. Несмотря на то, что в 1982 году дорога потеряла звание самой маленькой (лавры перехватила Walsingham Light Railway с колеёй 26 сантиметров), в настоящие дни ежегодно услугами мини поездов пользуются около 150 тысяч туристов. И их интерес постоянно растет. Актуальная длина узкоколейки составляет 22 километра. Вполне достаточно для того, чтобы за время поездки впитать дух старой Англии.

Фото: Дорога перевозит около 150 тысяч туристов в год / Источник: Интернет
Фото: Дорога перевозит около 150 тысяч туристов в год / Источник: Интернет

Обслуживающий персонал насчитывает всего 35 человек. Этого вполне достаточно для безопасного обслуживания туристов и местных жителей, которые пользуются Romney в качестве местной дороги. Безопасность – это немаловажно. Если в обычном железнодорожном сообщении на переездах ставят шлагбаумы для машин, то в нашем случае впору делать наоборот. Многие автомобили способны нанести поездам заметный вред.

Фото: Машинист больше паровоза / Источник: Интернет
Фото: Машинист больше паровоза / Источник: Интернет

Составы Romney не оснащены системами спутниковой связи. Но если кому-то понадобиться приобрести спутниковый телефон, то это можно сделать здесь.