Старая новгородская поговорка гласит «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Кто такие эти Путята и Добрыня? И уж не тот ли это Добрыня Никитич, которого мы хорошо знаем из детских сказок.
Да, уважаемые читатели, это он. Добрыня был воеводой князя Владимира и дядей великого князя. Владимир прекрасно понимал, что великий Новгород, мощнейший экономический и обширный край не подчинить новой вере просто так. А потому он посылает крестить Новгород не кого-нибудь, а своего дядю – воеводу Добрыню, а с ним отряд тысяцкого Путяты, сняв его ради крещения Новгорода с боевого дежурства на южных рубежах страны.
Когда войско Добрыни (он, кстати, был не Никитич, а Малкович) приближалось к Новгороду, новгородцы собрали вече, на котором решили сопротивляться христианскому войску. Епископу Иоакиму, крестившему Новгород, и богатырю Добрыне новгородцы противопоставили волхва Богомила и тысяцкого Угоняя.
Сначала никакого меча и огня в крещении не было: остановившись неподалеку от города, Иоаким и его проповедники занимаются миссионерской деятельностью, и несколько сотен новгородцев принимают новую веру. Однако недовольный Богомил приказывает язычникам напасть на христиан.
После нападения на дом Добрыни, тот решает сменить тактику. Ночью он посылает Путяту с самыми опытными воинами в Новгород. Те незаметно проникают в город и захватывают двор тысяцкого Угоняя вместе с ним и всем военным советом язычников. Новгородцы, узнав об этом, собирают большое войско и атакуют Путяту, но христиане более опытны в военном искусстве, а язычники, оставшись без командиров, воюют не организованно. Тем не менее, численный перевес более чем в десять раз дает о себе знать, и положение Путяты ухудшается.
Пока язычники воюют с Путятой, в город незаметно входит войско Добрыни. Мудрый Добрыня понимает, что у него, в отличие от Путяты нет выгодной позиции, и атаковать язычников – погибельное дело. Поэтому он поступает проще: воины Добрыни поджигают деревянные дома новгородцев, и в городе начинается пожар. Осада Путяты снялась сама собою – войска язычников разбежались спасать свое имущество.
Угоняй, видя, как разбегается его войско, предлагает христианам мир. Добрыня получил право остаться в Новгороде, строить церкви и проповедовать христианство.
Тем не менее, крещение Новгорода затянулось. Не помогло даже разрушение Добрыней капища языческих богов. Люди плакали, провожая своих кумиров, уплывающих по реке, но креститься не торопились.
Многие язычники решили схитрить и стали выдавать себя за крещеных. Тогда Добрыня приказал выдавать всем крестики, а тех, кто не брал – заставляли креститься. Кстати, именно тогда и появились первые нательные крестики. До крещения Новгорода их не существовало.
После того, как второй по значимости город на Руси стал христианским, закрепление новой веры пошло с удвоенной силой.
Ставьте лайки, если вам понравилась статья и подписывайтесь на исторический канал СИЛА РУСИ