Найти в Дзене
Борщ Ньюс

Почему японцы не решаются строить линейный коллайдер

Оглавление

Японские чиновники так и не приняли однозначного решения о строительстве Международного линейного коллайдера (ILC) в стране. Предполагалось, что такое решение будет принято до 7 марта, но японское правительство до сих пор не сказало ни да ни нет. В чём причина колебаний?

Слишком узкие задачи?

Как сообщает Science News, японские чиновники никак не могут найти достаточное количество внешних спонсоров для проекта и обратились в Международный комитет по будущим ускорителям активизировать переговоры на этот счёт с правительствами ЕС и США, а также с крупными корпорациями. А пока вопрос создания установки остаётся в подвешенном состоянии.

В том числе японские власти ссылаются на «слишком узкие научные задачи» проекта. За этой формулировкой, очевидно, кроется всё то же отсутствие явной экономической выгоды. А пока правительство отделалось формальным заявлением о «заинтересованности в проекте».

Западное сообщество физиков выразило разочарование колебаниями Японии в вопросе о размещении у себя коллайдера. Как сообщил на пресс-конференции в Лаборатории физики высоких энергий KEK глава Международного комитета по будущим ускорителям частиц (ICFA) Джеффри Тейлор, его организация давно мечтает о «фабрике бозонов Хиггса», но для этого необходим «очень мощный и специфически организованный поток частиц». Он также заявил о «великой научной ценности проекта», передаёт РИА.

Кому и зачем нужен коллайдер

Японское научное сообщество тоже поддерживает проект. Дело за малым: на строительство 20-километрового ILC требуется 800 млрд иен (7,5 млрд долларов). Он будет представлять из себя систему тоннелей, которую планируется разместить на остров е Хонсю. Коллайдер необходим для ускорения и сталкивания электронов с позитронами для дальнейшего углублённого изучения бозона Хиггса и иных частиц. Элементы будут разгонять до скорости света, чтобы смоделировать условия возникновения вселенной.

Увы, учёные отнюдь не самостоятельны в решении научных вопросов и за их позициями часто просматриваются политические интересы правительств или финансовые интересы инвесторов. Японская сторона надеется превратить проект в магнит для иностранных инвестиций, часть из которых, конечно же, удастся присвоить. Западные высокотехнологичные компании надеются «подсадить» Японию на дорогостоящий проект и вынудить её закупать у них различные комплектующие и материалы.

В конечном счёте, обе стороны думают не о науке, а о способе выудить друг у друга деньги. Как уже сообщалось, непосредственной практической выгоды проект не сулит, а фундаментальная наука в рыночном обществе никому не интересна. Причём это вовсе не означает, что фундаментальная наука не приносит практических, в том числе экономических, выгод.

Три проблемы фундаментальной науки

  • Первая проблема фундаментальной науки сегодня — в том, что эти выгоды трудно предсказать и посчитать в дензнаках, а инвесторы не могут раскошелиться, не прикинув предполагаемую прибыли.
  • Вторая проблема — выгоды могут последовать лет через 10-20, а в современной рыночной экономике, для которой слово «план» является страшнейшим ругательством, мало кто мыслит отрезками длиннее пяти лет.
  • Наконец, третья проблема, из-за которой денежные мешки не хотят связываться с настоящей наукой, заключается в том, что для её развития необходима широкая дискуссия, то есть полученные результаты должны стать достоянием всей научной общественности. То есть их не получится положить в карман.

Современный рынок запутался в своих противоречиях и финансовых обязательствах и не позволит человечеству сделать ни шага вперёд, пока эти путы не будут разорваны.

Хотите знать, что случилось?