Сначала хотела назвать «Правила воспитания», но потом решила, что воспитывать мне всё-таки было легче – хоть с 20-го раза, но до Максима доходило, что от него требуется. А вот жить с ним – находиться весь день вместе – очень тяжело. И так считаю не только я. И папа, и бабушка… Как в том анекдоте: «Да ты, Буратино, хоть кого достанешь».
Поэтому вот несколько наработок, которые слегка облегчают мне жизнь:
1.Если ребёнок не понял с 20-го раза, скажи 21-й. И это не преувеличение. Про некоторые вещи, например, что, когда рисуешь, не надо размахивать карандашом, а то можно попасть в глаз, я говорю КАЖДЫЙ РАЗ на протяжении 6 лет. Они просто забывают. И всё равно – орёшь ты на них, бьёшь по рукам или спокойно напоминаешь – результат один и тот же. В следующий раз опять забудут. Поэтому я предпочитаю спокойно напоминать.
2.Избегать большого скопления людей. Это правило я прочитала в поликлинике рядом с кабинетом психолога. И полностью согласна с ним. Но не будешь же одного ребёнка собирать на новогодний праздник, а второму говорить: «А ты, дружок, гиперактивный, посиди-ка лучше дома». Это мы уже знаем, что каждый праздник у нас кончается слезами, ребёнок-то этого не предполагает. (Однажды Максим после «ёлки» рыдал минут сорок, без преувеличения. У него улетел под потолок шарик с особенной надписью, и никакой другой шарик заменить его не мог. В раздевалке, как назло, была большая очередь, и эти минуты показались мне вечностью, т.к. папа наш тоже не может спокойно созерцать это орущее создание, и начинает злобно шипеть мне: «Уйми этого дурака». Минут 15 я честно старалась унять, уговорить, наобещать и пр. Потом выдохлась, потому что ответом на всё было: «Иди за лестницей и достань ша-а-а-рик!» Поэтому остальное время я просто стояла рядом с обречённым видом. Теперь «свинюша» со смехом вспоминает: «Мам, а помнишь, как я орал из-за шарика?» Да уж, конечно, помню.)
И если бы только общественных мест избегать. Абсолютно невозможно устроить день рождения или другой семейный праздник без того, чтобы не вывалить все игрушки (только посиди тихонько немножко!), не побегать раза три с тряпкой и не сорвать себе горло, перекрикивая детей.
Поэтому мы разделили праздники на две группы:
*Взрослые – когда дети у бабушки, а мы спокойно выпиваем с друзьями, без перспективы читать на ночь «Колобка».
*Детские – когда я не пью (и не ем), а занимаюсь исключительно праздником – выступления, конкурсы и прочее. Причём, одному человеку всё равно тяжело организовать «праздник по всем правилам». Поэтому у нас обычно задействовано трое: я – ведущий, бабушка – подающий (накрывает на стол, подтирает, если кто чего разлил (а это обязательно!) и выполняет просьбы типа: «Ой, у меня колбаса упала на пол, дайте мне другую!»). А папа или дедушка отвечает за техническую часть – снимает фото и видео.
Тогда ребёнок более-менее занят, и можно обойтись, скажем, двумя «психами» за вечер вместо 25.
Правда, иногда «большим скоплением людей» может явиться даже одна бабушка, которую Максим давно не видел. Начинаются скачки, крики, прыжки, которые не унять ничем. Ну, что же здесь поделать – мы уже привыкли к такому бурному проявлению эмоций.
3.Не давать ребёнку «простаивать». У нас всегда должно быть наготове какое-нибудь дело для Максима. Иначе он найдёт себе дело сам: выкопать в огороде ямку глубиной метр, забить гвоздь в пол ножницами, налить воды на стол и смотреть, как она прикольно капает, да мало ли что можно предпринять! Или ещё любимое занятие – забивать голову. После пятидесятого «почему» папа звереет и кричит: «Не нужен мне такой помощник, я лучше сам всё сделаю!»
Поэтому мы придумываем дела «специально для Макса». День наш выглядит примерно так: папа делает что-то по стройке, мама пропалывает цветник. Максим помогает.
- Максим, подай молоток.
- А где он?
- Если б я знал, я б тебя не просил. Поищи.
- Не, не находится.
- Пойди у мамы спроси.
- Мам, где молоток?
- Не знаю, может, в ящике с инструментами?
- Пап, она говорит, может, в ящике с инструментами?
- Ну, так посмотри в ящике с инструментами.
- О, вот он! Возьми, пап! Спасибо, мам!
- Пожалуйста.
- Максим, что ты там ковыряешь?
- А что?
- Это нельзя трогать.
- А почему, пап?
- Оно ещё не застыло.
- А когда застынет?
- Дня через два.
- А тогда можно будет трогать?
- Можно.
- А можно я вот эту палку возьму?
- Зачем?
- Это будет меч. Ты знаешь, какой меч был у Дарт Вейдера?
- Так, иди маме помоги.
- Мам, что тебе помочь?
- Что мне помочь? Сходи посмотри, сколько времени.
Так мы «гоняем» его весь день. Иногда он делает и полезную работу – выносит ветки, дёргает сорняки, но надолго его не хватает. Минут 15 – максимум.