Найти в Дзене
Московские истории

Миусская площадь: «В троллейбусах можно было греться и целоваться»

На оживленной днем Миусской площади по ночам не было ни души, только стояли припорошенные снегом спящие троллейбусы. Он больше известен как Миусский трамвайный парк, а теперь еще — крупнейший в Европе гастрономический квартал, «Фуд-молл Депо. Москва». Фуд-молл открылся меньше месяца назад, и побывать в модном «обжорном ряду», к печали местных жителей, отвыкших от толп и пробок, считают своим долгом все, находящиеся в тренде. Более полувека назад здесь тоже воплощались в жизнь модные тенденции: старорежимный трамвай теснил современный транспорт — троллейбус. В 1955 году на маршрут вышли первые 93 троллейбуса. А на ночь они возвращались сюда, в 4-й троллейбусный парк имени Петра Щепетильникова, так с 1957-го по 2014 год называлось это место. Парк, как и его гастрономический собрат сейчас, занимал целый квартал — между Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком — и, конечно, не мог не участвовать в жизни жителей Белорусской — Новослободской. Он и участвовал. Причем каждый

Миусская площадь, МХТИ
Миусская площадь, МХТИ

На оживленной днем Миусской площади по ночам не было ни души, только стояли припорошенные снегом спящие троллейбусы.

Он больше известен как Миусский трамвайный парк, а теперь еще — крупнейший в Европе гастрономический квартал, «Фуд-молл Депо. Москва». Фуд-молл открылся меньше месяца назад, и побывать в модном «обжорном ряду», к печали местных жителей, отвыкших от толп и пробок, считают своим долгом все, находящиеся в тренде. Более полувека назад здесь тоже воплощались в жизнь модные тенденции: старорежимный трамвай теснил современный транспорт — троллейбус. В 1955 году на маршрут вышли первые 93 троллейбуса. А на ночь они возвращались сюда, в 4-й троллейбусный парк имени Петра Щепетильникова, так с 1957-го по 2014 год называлось это место.

Парк, как и его гастрономический собрат сейчас, занимал целый квартал — между Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком — и, конечно, не мог не участвовать в жизни жителей Белорусской — Новослободской. Он и участвовал. Причем каждый из вспоминавших считал, что такое происходило только с ним. Сверили воспоминания, оказалось - со всеми.

Фото Елены Головань
Фото Елены Головань

Елена Головань

Мне было 13. Еще летом я ездила от папиной работы в лагерь «Спутник». Там был вожатый Боря. Хотя он уже учился в «Менделавочке», как студенты называли МХТИ (Московский химико-технологический институт имени Менделеева), и был, по нашим понятиям, совсем взрослый, но он на меня положил глаз. Относился трепетно, без всяких пошлостей, понимая, видимо, свою взрослую ответственность, но явно чувствовалось с его стороны повышенное внимание.

Вроде и не принято было тогда обмениваться телефонами, но однажды в нашей монастырской коммуналке раздался звонок, соседка позвала меня, и это был Боря. Он позвал на свидание к Менделавочке, на Миусскую площадь. Так я узнала, что в нашем районе существует такое веселое место, где всегда полно студентов и жизнь кипит. И мы стали с подружками туда ходить тусоваться.

Уже гораздо позже, когда появилась куча поклонников и теплыми летними ночами был исхожен весь центр - по Новослободской и улице Чехова (Малая Дмитровка) до самой Пушкинской, через 3-й Тверской-Ямской переулок на Горького (Тверская), да мало ли — обнаружился интересный эффект. Ночью Миусская площадь волшебным образом менялась. Особенно таинственным местом она становилась зимой. Затихали все голоса, не было ни души — только длинные металлические тела, покрытые снегом. У одних усы лежали горизонтально, как дужки очков, заправленные за уши, у других бодро торчали вверх. Это были спящие троллейбусы. До сих пор не знаю, почему они ночевали на площади, а не в своем троллейбусном парке. Возможно, не поместились, но так было всегда.

Спали они с открытыми дверями, и там можно было греться и целоваться.

Когда мы с братьями потом вспоминали это время, выяснилось, что и они со своими будущими женами, влюбленные, ходили вечерами к спящим троллейбусам.

А Борю много лет спустя я встретила в роддоме имени Абрикосовой (угол 2-й Миусской и Александра Невского). У меня там родилась племянница. А он, совершенно ошалевший, встречал жену с первенцем.

-3

Делитесь историями про дорогие вам места Москвы, с которыми связаны забавные, грустные, феерические, лирические... в общем - важные для вас воспоминания. Среди читателей, как показывает практика, обязательно обнаружатся соседи или единомышленники:) Вместе мы сложим из всей этой мозаики историю города! Почта emka3@yandex.ru