Системой автобронетанкового вооружения РККА изначально колесно-гусеничные танки не предусматривались. Единственным исключением была разведывательная танкетка Т-25, предусмотренная программой 1929 года. Но в 1930 году начальник Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепский покупает в США у конструктора У.Кристи два экземпляра его колесно-гусеничного танка M1940, всю документацию и право на производство в СССР. В Советском Союзе танк принимается на вооружение с индексом БТ.
Машина Кристи произвела на советское руководство весьма хорошее впечатление, и появилось желание использовать колесно-гусеничный движитель типа Кристи и в танках других типов. В 20-30-е году идея двойного движителя была крайне популярна. Преимуществом его считалась возможность экономить ресурс гусениц (они быстро изнашивались) и возможность перебрасывать танки своим ходом на большие расстояния и с высокой скоростью. Проектов колесно-гусеничных боевых машин было много, конструкторские решения предлагались разные, но схема Кристи оказалась наиболее успешной.
В танковой программе РККА 1933 года предусматривалось наличие пяти типов танков для Красной Армии: разведывательного, общевойскового, оперативного, качественного усиления ТРГК и мощного танка особого назначения. Это были соответственно танки: Т-37, Т-26, БТ-5, Т-28 и Т-35.
Кстати, обращу внимание в очередной раз, что в Красной Армии не было тогда понятия легкий, средний или тяжелый танк вообще.
Программа 33-го года предусматривала начать разработку более совершенной техники и к концу пятилетки (то есть в 1937 году) иметь в производстве новые танки, причем все они, кроме танков особого названия, должны были иметь колесно-гусеничный ход.
В программе были перечислены названия будущих колесно-гусеничных танков, которые должны были пойти в производство. Это объясняется тем, что часть машин уже существовала в виде опытных образцов и проходила испытания, другие были лишь на бумаге.
Для замены плавающего танка Т-37, заводы Опытного машиностроения имени Кирова и треста специального машиностроения № 37, в 1934 году предложили свои варианты плавающего колесно-гусеничного танка Т-43. Оба варианта не сильно отличались. Вооружение у них не изменилось (только пулемет в башне), экипаж так же, как и на Т-37 состоял из двух человек. Скорость должна была составлять до 40 км\ч на гусеницах, до 60 км\ч колесах и 6 км\ч на воде. Испытания показали большое количество дефектов и недоработок: неудовлетворительные ходовые качества на плаву, ненадежность механизмов. В 1935 году работы прекратили.
Для замены наиболее массового танка РККА, общевойскового Т-26, работы велись сначала в КБ Дыренкова, а позже, в конце 1931 года, был предложен проект танка КТ-26. Разработан он был в научно-исследовательском отделе Военной академия механизации и моторизации РККА (НИО ВАММ). По сути это был тот же Т-26, с небольшими изменениями нижней части корпуса. Кардинально изменили только ходовую часть, в которой стали три катка большого диаметра. Предполагалось, что КТ-26 сможет развивать скорость до 34 км\ч на гусеницах, и до 58 км\ч на колесах. Однако этот танк на вооружение так и не приняли, слишком много было недоработок.
В программе 1933-го года был упомянут танк Т-46. Создан он был в КБ завода им. Ворошилова в 1934 году. Корпус, башню и всё что можно сохранили от Т-26. Ходовая часть включала четыре опорных катка большого диаметра и два поддерживающих ролика. Лобовую броню довели до 22 мм, масса танка возросла до 17.5 тонн. Т-46 развивал скорость до 58 км\ч на гусеницах и до 80 км\ч на колесах. Танк на вооружение приняли в 1936 году и запустили в серийное производство, но выпустили лишь четыре машины. Т-46 оказался слишком дорогим, в отличие от Т-26, который он должен был заменить. Им довелось повоевать в 1941 году, когда в ход шло всё, что могло пригодится.
Хотя от заложенной в программе 1933-го года идеи перевести общевойсковые танки на колесно-гусеничный ход, после работ над КТ-26 отказались, тем не менее, был ещё один проект. Так как Т-26 надо было как-то усовершенствовать, то на Сталинградском трактором заводе в 1939 году предложили проект танка Т-25, он же СТЗ-24. Так же, как и в случае с КТ-26 корпус, вооружение, двигатель и все, что можно, оставили от Т-26, изменив ходовую часть. Теперь в ней было четыре катка большого диаметра и один поддерживающий ролик. Машина испытаний не выдержала, постоянно ломалась, на колесах вообще с трудом прошла 4 км по дороге, а на мягком грунте сразу застряла.
Модернизация с переходом танков на колесно-гусеничный движитель не могла коснуться танков БТ, которые и так могли двигаться на колесах. Но программой 1933 года их планировали сделать ещё и плавающими. За основу был взят созданный в 1932 году танк ПТ-1. Разработан он был в Техническом отделе ЭКУ ОГПУ, то есть в «шарашке». Руководил работой Н.А.Астров. За основу нового танка был взят БТ-5, был разработан новый водоизмещающий корпус больших размеров. Для сравнения, длина ПТ-1 составлял 7100 мм, тогда как базовый БТ-5 имел длину 5580 мм. Для обеспечения маневренных качеств пришлось пожертвовать бронезащитой: лобовая броня 13-15 мм. Танк имел массу свыше 15 тонн, экипаж из 4-х человек, вооружение: 45-мм пушка и четыре пулемета. Машина развивала скорость до 62 км\ч на гусеницах, 90 км\ч на колесах и 11,5 км\ч на плаву. Товарищ Сталин, лично прибывший на испытания нового танка, отметил слабое вооружение. Танк было предложено модернизировать, и в 1934 году появился ПТ-1А, но и его на вооружение не приняли — военные решили, что такой танк уже не нужен вообще.
Работы над ПТ-1А и его развитием в конце концов привели к созданию танка Т-29, так же упомянтым в программе 1933 года. Который должен был заменить качественного усиления ТРГК Т-28. Ранее он именовался ещё позиционным танком. Некоторые неправильно считали, что Т-29, это тот же Т-28, но поставленный на колесный ход. Однако на самом деле это как раз неплавающий ПТ-1, на котором поставили башни от Т-28. В первой версии Т-29 весил всего 16 тонн, и развивал скорость по шоссе до 60 км\ч на гусеницах и до 72 км\ч на колесах. Но в окончательном варианте он уже весил 28.5 тонн, и скорость имел 56 км\ч на гусеницах и 60 км\ч на колесах. Танк приняли на вооружение, но серийное производство так и не было развернуто. Причиной этого называют арест главного конструктора Н. В. Цейца. Опытные же образцы Т-29 приняли участие в боях Великой Отечественной.
Это далеко не все колесно-гусеничные танки, которые разрабатывались в Советском Союзе в 30-е годы. Как уже написал в начале, программой вооружения 1929 года была предусмотрена колесно-гусеничная танкетка Т-25, которую правильнее назвать малым танком. Были проекты маневренных колесно-гусеничных танков: «Танка Гроте» (ТГ) и ТА-2 (Т-1002), и позиционного ТА-3 (Т-3). Все они так и остались в виде проектов.
В целом, можно сказать, что были потрачены значительные усилия на разработку колесно-гусеничных танков, которые на выходе так ничего и не дали. Конечно, многое из того, что было разработано, использовалось в других машинах, но в целом, попытка поставить подавляющее большинство советских танков на колеса, ни к чему не привела. Виной тому была порочность самой идеи для многих категорий танков. А ещё «подвел» технический прогресс. Ресурс танковых гусениц в 30-е годы существенно возрос, так же выросли и скоростные характеристики. Все это сделала колесно-гусеничный ход ненужным. Стоит порадоваться, что программы вооружений предусматривали так же и разработку обычных, гусеничных машин. Благодаря этому РККА не осталась без танков, хотя, конечно, усилия по постановке всех танков на колесах, сыграли свою негативную роль.
Если вам интересна история бронетехники, то рекомендую мои статьи Как пытались заменить Т-34 и Какие машины имели индекс КВ?
Ну и, конечно, подпишитесь на мой канал, тогда не пропустите что-нибудь интересное.