Цены на топливо – как, в общем-то, и на другую продукцию – растут в нашей Необъятной со скоростью звука. А потому не удивительно, что практически все водители стараются на нем экономить.
Я начал искать действенные способы снижать расход горючки практически сразу же после того, как мне выдали заветное водительское удостоверение (а случилось это еще при Черненко в Советском Союзе). И знаете, кое-какие методы таки нашел.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Начну с того, что экономия топлива начинается с... выбора машины. К примеру, европейские автовладельцы, вынужденные мириться с высоченными ценами на горючее, предпочитают дизельный мотор и механическую КП. И неспроста.
Отказ от «автомата» экономит, как минимум, литр топлива на каждую сотню километров пробега. Разумеется, с поправкой на конкретную модель авто и манеру езды водителя. Если подходить к выбору машины с точки зрения экономичности, она должна быть еще и маленькой. Ведь на перемещение большей массы по определению требуется тратить больше энергии.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Но этого недостаточно. Плохой уход за машиной может свести на нет ее экономические преимущества. И никакая умная электроника тут не поможет. Скажем, когда свеча зажигания уже «помирает» или загрязнена, о стабильном искрообразовании можно забыть.
Происходит неполное сгорание бензина. Мощность мотора падает на фоне растущего расхода. Засоренные (давно не менявшиеся) топливный и воздушный фильтры тоже заметно поднимают потребление горючего. Из-за некорректной работы тормозных суппортов может происходить постоянное подтормаживание колес. Как это отражается на расходе топлива, наверное, можно не пояснять. Ну и следите за давлением в шинах. Полуспущенное колесо тоже тормозит движение.
НЕ ТОРМОЗИ
Для экономичной езды достаточно всегда и везде как можно меньше касаться педали газа. И не потому, что «тормоза придумали трусы». А из соображений логики: если ты тормозишь, то потом тебе придется ускоряться. Другими словами, лишний раз жать на педаль газа, заливая дополнительный бензин в цилиндры двигателя.
Постоянно держать в голове эту мысль очень полезно. Благодаря ей, начинаешь обращаться с педалями с материнской нежностью. Перестаешь давить «газ в пол», завидев каждое свободное окно в потоке. Зачем, если все равно впереди светофор горит красным? Лучше плавно подкатить к нему чуть позже, зато когда тебе уже включат зеленый.
МАНЕРА ЕЗДЫ
Из вышесказанного следует, что самое экономичное движение – равномерное, без резких ускорений и торможений. В идеале – вообще без изменений скорости. Но только если двигатель работает в пределах 2000-2500 об/мин. Равномерный «полет» на повышенных оборотах мотора экономичным назвать нельзя.
Для большинства современных машин режим движения в диапазоне 80-100 км/ч на высших передачах КП будет максимально экономичным. На этих скоростях мотор работает на умеренных оборотах. И аэродинамическое сопротивление еще не столь велико, чтобы оказывать решающее влияние на топливную экономичность.
ДЕРЖИСЬ ПОДАЛЬШЕ
Коли речь зашла о движении по трассе, стоит всегда стараться держать максимально возможную дистанцию до впереди идущей машины. Это пригодится на случай ее торможения. Вам не придется нажимать на тормоз.
Максимум, чего потребуется – приотпустить педаль газа, используя торможение двигателем. Пока вы исчерпаете запас дистанции до тормозящего перед вами, он, скорее всего, успеет вновь разогнаться. Или освободит дорогу вообще – в случае, когда замедлялся перед поворотом на другую дорогу.
... ИЛИ ПОБЛИЖЕ
Объективности ради скажем, что сэкономить топливо можно и прямо противоположным способом: держаться максимально близко за впереди идущей фурой или автобусом. Да, нахождение в «мешке» разреженного воздуха за кормой машины-лидера экономит топливо. Происходит это за счет снижения аэродинамического сопротивления. Однако у этого метода есть оборотная сторона.
Предельно малая дистанция на больших скоростях означает одно: при резком торможении впереди идущего вы почти гарантированно войдете вместе со своей машиной ему в корму. И тут экономия пары литров топлива может обернуться куда большими расходами.
НИЧЕГО ЛИШНЕГО
И коли речь зашла об аэродинамике, не лишним будет заметить: любой груз на крыше здорово увеличивает сопротивление набегающему потоку воздуха. Самой аэродинамичной формы багажник будет «отъедать» лишние литры бензина даже на относительно небольших скоростях. Да и каждый лишний десяток килограммов барахла требует для своего разгона дополнительных энергозатрат.
ОКНО ИЛИ КОНДИЦИОНЕР
Частенько встречается совет выключать ради экономии топлива кондиционер. В жару без него туго и потому люди открывают окна. Такой способ экономии оправдан лишь на городских скоростях – не выше 50-60 км/ч. А когда стрелка спидометра переваливает за 80 км/ч, открытые окна начинают самым негативным образом влиять на все ту же аэродинамику. Причем настолько, что смысл отключения кондиционера пропадает начисто.
МАРШРУТ ПОСТРОЕН
Парадоксально звучит, но факт: навигатор тоже может способствовать экономии топлива. Особенно если он умеет получать оперативную информацию о пробках на маршруте. Зачастую гораздо выгодней неторопливо проехать по объездному маршруту, нежели жечь топливо в заторах. Если водитель из опыта знает местоположение традиционных «засад», можно обойтись и без подсказок электроники
В НУЖНОЕ ВРЕМЯ
С методом «правильного маршрута» перекликается «метод правильного времени». Не секрет, что городские пробки в будние дни и пригородные заторы по выходным случаются в моменты массового выезда людей на дороги. И все они сжигают массу лишнего бензина.
Если экономия топлива представляется важней лишнего часа-полутора утреннего сна, такой метод для вас. Ну и что, что вы окажетесь у дверей офиса на пару часов раньше начала рабочего дня? Зато проскочите по пустым дорогам еще спящего мегаполиса.
НЕТ ХОЛОСТЫМ
«Пробочный» перерасход топлива может немного уменьшить система «старт-стоп». Она автоматически глушит двигатель на время остановки и заводит его при касании педали газа или отпускании педали тормоза. Проблема в том, что это – опция, которую предлагают далеко не все автопроизводители и далеко не для всех своих моделей. Но некое подобие «старт-стоп» может изобразить и сам водитель.
Глушить и заводить мотор вручную каждые 5-10 секунд при движении в пробке – это, конечно, перебор. Да и стартер спасибо не скажет. Однако привычка глушить мотор при каждой стоянке длительностью более полуминуты может сэкономить немало литров топлива.
А как вы экономите топливо?