Найти в Дзене
Ненка в городе

Что могут увидеть глаза куклы

Оглавление

Куклы исстари наделялись магическим смыслом, отождествлялись с потусторонними силами, несли определенную энергетику. Несмотря на общие качества, ребячьи забавы у каждого народа имели свою изюминку. Какую именно, рассказала преподаватель педагогического отделения многопрофильного колледжа в Салехарде Нина ЕГЕРЬ.

Нина Егерь со своими творениями.  Фото Леонида ТРОФИМЧУКА
Нина Егерь со своими творениями. Фото Леонида ТРОФИМЧУКА

РАЗГОВОР В «МЕТЕОРЕ»

Нина Михайловна – настоящий знаток культуры северных народов и мастер по изготовлению национальной куклы. В ее запасниках их более сотни, у каждой свой неповторимый характер, про каждую она может рассказать замечательную историю. Эта скромница, та модница, а вон та красавица…
– В детстве кукол мне делала бабушка Мария Фёдоровна Рочева, – рассказывает Нина Егерь. – Когда мы были на покосе, она их мастерила из соломы, в лесу – из веточек, а дома сворачивала куколок из разных лоскутков. Я ими играла: укладывала спать, разговаривала с ними, поучала, то есть полностью изображала взрослую жизнь. Кстати, если ваш ребенок ругает свои игрушки, это сигнал, значит, вы себя так ведете, потому что дети в своих играх, как правило, копируют поведение взрослых.

Самостоятельно свою первую куклу Нина Михайловна сделала, когда ей было уже за тридцать. Поводом послужила тоска по бабушке, которой к тому времени не стало. Таким образом, нашей героине хотелось продлить теплые воспоминания о детстве. Вот и занялась изготовлением коми-зырянских куколок – акань. Шила их с любовью и потом дарила своим друзьям, знакомым, брала в качестве гостинцев, если ехала куда-нибудь в другие города. А лет двадцать назад стала обучать изготовлению национальной игрушки своих студентов.

– Однажды в «Метеоре» еду, в руках фотографии кукол, сделанных моими учениками, – вспоминает Нина Михайловна. – Рядом сидела женщина-ханты, увидела их и поинтересовалась, почему мы куклам глаза нарисовали. Я удивилась, разве можно без них. Соседка объяснила: поскольку кукла не живая, то ей не положено видеть, иначе она душу унесет. Кроме того, обретя черты, они могли ожить и напугать ребенка. С куклой можно играть, разговаривать, но видеть человека, с которым общается, она не должна. Тогда всё, что при нем есть, при нем и останется. Поэтому куклы финно-угорских, да и многих других народов почти никогда не имели глаз, носа, ушей...

После того разговора в «Метеоре» Нина Михайловна вспомнила, что на аканях, сделанных бабушкой, глазок тоже не было. Маленькая Нина, бывало, прорисует их угольком или карандашом, а бабушка потом нашивает кукле новое лицо – чистый лоскут вместо старого. Как оказалось, многие северные народы следуют этой традиции, чтобы и кукла дольше жила и люди свой век продляли. Вот какие секреты может раскрыть простая, казалось бы, игрушка.

НЕДУГ УЙДЁТ В ЛЁН

Изготавливают кукол из самых разных материалов. К примеру, за основу традиционной ненецкой куклы берется утиный клюв. По древним верованиям самодийских народов именно птица являлась матерью-прародительницей. Сделав куклу из клюва птицы, мать-ненка пыталась оградить свое чадо от зол и напастей.

Ненецкие куклы - нгухуку
Ненецкие куклы - нгухуку

У коми-пермяков при изготовлении игрушек в ход шли и трава, и солома, и щепка. В Удмуртии кукол очень часто делали из глины. А также из лоскутков, при этом не используя ни ниток, ни иголок. Скрепленные таким образом обрезки служили оберегом. Кстати, удмурты кукол делали и из полешков, оборачивая их куском ткани. А марийцы свои игрушки тщательно пеленали в холсты.
Здесь, как нигде, куклы были в ходу и в чести. Марийских девочек, впрочем, как и их сверстниц из других финно-угорских регионов, замуж выдавали рано. В дом мужа девочка-жена приносила целый ворох холщовых кукол, иногда до ста штук. Это считалось добрым предзнаменованием: где много куколок, там много детей.

Тулово кукол из соседней с Коми Кировской области сделано из мешочков с зерном. Зерновым нутром игрушки начинялись осенью, после обмолота урожая. Всю зиму дети играли такими куколками. А весной мешочки вскрывали и сохранившееся таким образом зерно бросали в борозды. Считалось, что эти зернышки наполнились положительной детской энергетикой и дадут хорошие всходы. А кукол из чесаного льна давали играть больным детям. По поверьям недуг уходил в лен, куклу после этого сжигали.

– Я своих студентов всегда учу: если вам тяжело, сделайте себе небольшую куклу-оберег и носите ее с собой, чтобы было легче, – продолжает свой рассказ Нина Михайловна. – Уверена, что у каждого человека должна быть любимая вещь. Сейчас все стараются приобретать покупные вещи, навешивают на себя магазинные амулеты. Только всё это чужое, кем-то сделанное, а оберег должен делаться собственными руками. А лучший, считаю, это национальная кукла. Пусть она будет самая простенькая, но к ней вы можете обратиться в любое время, сделать своим собеседником, открыть душу.